Мои путешествия. Индия — страна контрастов. Часть 16. Джайпур. Дворец ветров Хава-Махал
Одной из самых знаменитых, тиражируемых и посещемых достопримечательностей Индии является дворец Хава-Махал.
Этот совершенно сказочный дворец считается не только гордостью Джайпура, но и его символом.
Есть у этого сооружения и другое название — «дворец ветров».
Дело в том, что фасад здания пронизан 953 крохотными оконными отверстиями, которые позволяли продувать внутренние помещения в жаркие дни.
Хава-Махал — пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха (правил в 1778—1803).
Дворец расположен в самом центре Джайпура.
Его строительство началось примерно в 1799 году, длилось пять лет и завершилось в 1803 году.
Как и большинство зданий в «розовом городе», этот дворец тоже был построен из розового песчаника.
Его цвет, а также его причудливый фасад создают необыкновенный эффект.
Изначально Хава Махал создавался как храм бога Кришны. Местные жители до сих пор его так воспринимают.
Дворец даже строили так, чтобы своим внешним видом он напоминал венец Кришны.
Но храмом он так и не стал. Махараджа в итоге передумал и решил, что здание станет дворцом.
Изюминкой дворца являются восхитительные миниатюрные закрытые балконы, украшенные цветными витражами.
Окна в этих балкончиках служили не только для украшения здания и обеспечения ественной вентиляции, но и еще для одной цели.
В этом дворце жили жёны махараджи. Именно для них он решил оборудовать эти балконы, чтобы дамы не скучали от уединения, а через окошки могли бы наблюдать за тем, что происходит на главной улице города. Каждой полагался отдельный балкон.
При этом они видели всё, но их не видел никто — как и полагалось тогда в Индии для жён высокопоставленных лиц.
Надо сказать, что обзор у них действительно открывался хороший.
Не только улица лежала перед ними, как на ладони, но и весь город. Любые торжественные процессии, проходившие здесь, были у них на виду.
Собственно, чаще всего на праздники они сюда и приезжали, потому что жить в этом дворце было не вполне удобно и комфортно — из-за довольно плоского здания комнаты в нем были очень маленькие и тесные.
Еще одна интересная особенность этого дворца — полное отсутствие лестниц. Проход между пятью этажами-ярусами осуществляется по пологим переходам.
Поднявшись на самый верхний ярус, мы оценили, какие роскошные виды открываются отсюда.
Вообще, если оценивать архитектурный стиль «Дворца ветров», то можно поразиться, какое огромное количество архитектурных элементов было использовано при его строительстве.
Невероятное количество окошек, беседок, балконов, витражей, ниш, арок, куполов.
Тем не менее, все это смотрится вполне органично, необычно и изысканно.
Забавный момент, о котором я, кажется, уже писала: по какой-то причине в любом месте и в любом городе рядом с нами выстраивалась толпа местных жителей, желающих с нами сфотографироваться.
Я не знаю причину этого: не то, чтобы мы были чем-то знамениты или как-то уж совсем по-особенному выглядели или себя вели — просто мы немного отличались от них. Но слабо верится, что до нас эти люди никогда не видели белых европейцев.
Иногда эта фотосессия занимала больше времени, чем, собственно, само посещение той или иной достопримечательности. Нам было неудобно им отказывать, Со временем мы стали вежливо отнекиваться, так что наша дочка одна за нас отдувалась.
А мы направляемся к последней достопримечательности в рамках нашей поездки в Индию. Так что следующий пост будет заключительным в этой серии.
Читайте далее: