Аэропорт Даболим: как военный аэродром объединить с гражданским?
В Гоа имеется один-единственный аэропорт, именуемый Dabolim. Его сокращенной название — GOI (Goa International Airport). Да и то, это не совсем туристический аэропорт: большая его часть принадлежит Министерству обороны Индии. Сегодня аэровокзал имеет два терминала: Терминал 1 обслуживает внутренние рейсы, а Терминал 2 — международные.
«Воздушные ворота» Гоа были возведены в 1950-е годы португальцами (в то время штат являлся португальской колонией и не входил в состав Индии). Но борьба за независимость Индии сделала свое дело — и в 1962 году все Гоа (в том числе и аэропорт) было захвачено индийскими военными. С того времени, и до сих пор Даболим остается собственностью военных сил Индийской республики, на его территории расположилась военная авиачасть под названием «Ханса».
Время в пути Москва — Даболим — примерно 7,5 часов.
Содержание
Даболим — военный аэропорт
Ввиду того, что аэродром принадлежит ВВС Индии, ежедневно с 8 утра до 13:00 на территории проходят военные летные учения, и взлеты и посадки гражданских самолетов запрещены, поэтому все самолеты в Гоа прилетают или поздно вечером, или ночью, или рано утром (до начала учений военных истребителей).
Мы однажды попали в ситуацию, когда наш самолет авиакомпании Azur Air опоздал с прилетом, из-за чего вылет был задержан на 4 часа. В это время взлетные полосы аэроузла были уже заняты военными истребителями, и около 300 людей сидели в зале ожидания и молча смотрели. Мы должны были вылететь часов в 7 утра, а получалось вылететь только около 12 дня. Нам повезло, и каким-то чудом нашему самолету разрешили взлететь между взлетами индийских истребителей (видимо, обеденный перерыв случился). А мы-то уже рассчитывали ждать до окончания рабочего дня.
Также, ввиду военной направленности аэропорта, на входе в него всегда стоит военный с автоматом и проверяет билеты у каждого, кто желает войти. Поэтому все обязательно должны иметь распечатку своего электронного билета, где видно номер и дату рейса. Вход в аэровокзал по билету разрешен не ранее, чем за 4 часа до вылета вашего самолета.
Аэропорт Даболим на карте:
Прилет в Даболим
По прилету в Индию все туристы обязаны заполнить Arrival card, ее иногда раздают в самолетах, но чаще всего приходится брать ее уже в аэропорту Гоа и заполнять у стоек, поэтому советуем иметь при себе собственную ручку (ручек на стойках мало, и ждать своей очереди заполнить карточку приходится долго). В Arrival card вписывается стандартная информация: рейс прилета, дата улета, в каком отеле будете жить, какие города планируете посетить.
Так выглядит Arrival Card, которую нужно заполнять всем иностранным туристам
После заполнения Arrival Card, необходимо вместе с ней пройти на пограничный контроль (если у вас есть вклеенная индийская виза в паспорте) или на стойку Visa on Arrival (если вы оформляли электронную визу, которую вклеивают в паспорт по прилету).
После прохождения пограничного контроля, отправляемся на ленту получения багажа. Даболим маленький, поэтому лент здесь всего две. У этих лент круглосуточно дежурят местные «помогалы», которые торопятся вырвать у вас из рук чемодан, чтобы довезти его до такси, или до стойки оператора, если вы прилетели не самостоятельно. Одеты они в какую-то форму, делающей их похожими на сотрудников аэропорта, на самом деле, форма эта «левая».
Они знают наших главных операторов, летающих в Гоа, поэтому, когда растерявшийся турист слышит: «Пегас, туда, пойдем», он уверен, что это работник туроператора, в обязанности которого входит провожание туристов до стойки. На самом деле, это обычный индиец, таким образом зарабатывающий. После того, как вы с ним вместе найдете стойку вашего туроператора (или такси), он начнет требовать с вас плату за свои услуги. Просят они немало (по словам очевидцев, от 5 долларов до 500 рупий), хотя чемодан им приходится провезти не более 50 метров.
Обмен валюты в аэропорту есть, но курс крайне невыгодный. Поэтому, если очень нуждаетесь в местной валюте срочно (например, чтобы оплатить такси), обменяйте небольшую сумму (не более $50). Но лучше всего заказать машину в будке препейд-такси (государственное предоплаченное такси) и сказать, что вы оплатите потом водителю на руки. В окошке вам выдадут бумажку с фиксированной ценой, и уже будучи в своем поселке, вы обменяете доллары по выгодному курсу и расплатитесь с водителем. Расценки на такси до разных деревней Гоа висит на выходе из аэровокзала, поэтому, если таксист начнет завышать цену, не стоит это поощрять. Цены на такси из аэропорта и расстояние до популярных туристических поселков мы приведем в этой статье, чуть ниже.
Стойка государственного Препейд-такси в аэропорту Даболим
Помимо обмена валюты, можно воспользоваться банкоматами, которые есть на выходе из терминала: просто снять деньги со своей карточки. Банкомат выдает рупии, конвертация происходит внутри банка. Комиссия за выдачу у индийских ATM стандартная: 200 рупий. Комиссия за снятие денег в вашем банке может быть разная: у нас, например, карта банка Тинькофф, деньги с которой можно снимать без комиссии в любой точке мира (при условии, что сумма снятия — не менее 3000 рублей). Обычно, мы снимаем 10 000 рупий, и платим 200 рупий за выдачу — получается 2% от суммы. Чем меньшую сумму вы снимаете, тем это получается не выгоднее.
Стоит учесть, что индийские банкоматы работают не так, как российские. Карту они не «заглатывают» — ее нужно вставить до упора и сразу вытащить: банкомат уже считал все нужные сведения. После того, как карта считана и извлечена, вы уже вводите пин-код, выбираете нужный счет и вводите необходимую сумму выдачи.
Также на выходе в город есть продажа индийских сим-карт. Покупать их здесь крайне невыгодно: стоит они в разы дороже, чем в деревнях Гоа, а в случае неисправности карты, предъявить претензии будет некому (не поедете же вы в аэропорт на такси за 1000 рупий, чтобы обменять симку за 500).
В Даболиме нет камер хранения багажа, поэтому оставить там багаж на время поисков жилья не получится.
Онлайн табло аэропорта Даболим (выберите закладку «Отправление» или «Прибытие»):
Расстояние от аэропорта Гоа до туристических деревень и цены на такси
Таблица с ценами от 2017 года
Маршрут, куда ехать из аэропорта Даболим | Расстояние в км | Стоимость официального государственного препейд-такси в рупиях (машина без кондиционера) | Машина с кондиционером |
Северное Гоа | |||
Кандолим | 47 | 1200 | 1271 |
Мапуса | 45 | 1149 | 1218 |
Калангут | 45 | 1149 | 1218 |
Бага | 47 | 1200 | 1271 |
Анджуна | 52 | 1328 | 1407 |
Вагатор | 54 | 1379 | 1461 |
Мандрем | 65 | 1659 | 1758 |
Моржим | 63 | 1608 | 1704 |
Арамболь | 67 | 1710 | 1812 |
Ашвем | 64 | 1634 | 1731 |
Пернем | 71 | 1812 | 1920 |
Терекол | 75 | 1941 | 2028 |
Мирамар | 37 | 945 | 1002 |
Южное Гоа | |||
Маргао | 34 | 869 | 918 |
Понда | 41 | 1047 | 1110 |
Канколим | 43 | 1098 | 1164 |
Бетул | 52 | 1328 | 1407 |
Санвордем | 55 | 1404 | 1488 |
Сангуем | 60 | 1550 | 1623 |
Мобор | 44 | 1124 | 1191 |
Палолем | 70 | 1787 | 1893 |
Лолием | 87 | 2220 | 2352 |
Агонда | 74 | 1889 | 2001 |
Канакона | 68 | 1736 | 1839 |
Бенаулим | 29 | 741 | 786 |
Кепем | 45 | 1149 | 1218 |
Панжим | 34 | 269 | 921 |
Стоит учесть, что в ночное время (с 23:00 до 05:00) к этим тарифам добавляется еще 35%. Также препейд-такси берет еще по 10 рупий с каждого пассажира за багаж.
Вылет из Даболима
Про то, что войти в терминал вы сможете, только предъявив военным на входе свой распечатанный электронный билет, мы уже говорили. Что же происходит после того, как вы войдете внутрь?
При вылете из Гоа у вас тщательно проверяют багаж, а после — клеят на замок чемодана желтую наклейку, которую невозможно снять, не повредив ее. Так они пытаются обезопасить перелет (чтобы в чемодан после проверки не положили запрещенных предметов). Кстати, в багаже запрещено провозить любые батарейки, у нас однажды не пропускали детский чемодан потому, что в нем находился пульт управления машинкой с батарейками внутри.
Зажигалки также запрещены к перевозу как в ручной клади, так и в багаже. Поэтому, даже сувенирные зажигалки из Индии тоже изымают из чемоданов.
Вот такая очередь на регистрацию на рейс Гоа-Самара получилась в 4 утра
Регистрация пассажиров на стойках международного вылета в аэропорту Даболим
В аэропорту Даболим доступна услуга перемотки багажа пластиковой пленкой — стоит она всего 200 рупий. По сравнению с подобной услугой в Шереметьево, которая стоит 500 рублей — индийцы просят в 2 раза меньше.
Мы заметили еще одну особенность гоанского аэропорта: на всю ручную кладь прицепляют специальные бирки. Но самое интересное не в этом — такие бирки выдают на ручную кладь везде. Но только в аэропорту Даболим занести ручную кладь без бирок на борт не получится: на эти бирки ставятся специальные печати после проверки ручной клади на сканере, и без этих печатей вас не пропустят дальше таможенного контроля. В других аэропортах мы часто даже не прицепляем бирки «Cabin baggage» вовсе — и ни разу не было проблем.
В общем, воздушная гавань Гоа — маленькая, народу много, везде очереди. Сдача багажа и прохождение паспортного контроля занимает мучительно много времени, лучше приезжать в аэропорт как минимум за 3 часа (конечно, если вы не едете организованным трансфером от туроператора).
Можно ли вывозить фрукты из Гоа в ручной клади?
Примерно до 2017 года никто и не задавался этим вопросом: фрукты в специальных корзинах в ручной клади пропускали без проблем, причем, даже если корзина не была единственным элементом ручной клади, а шла к нему дополнением. Справедливости ради, стоит сказать, что по правилам перевоз фруктов в ручной клади был запрещен всегда, но на него никто не обращал такого серьезного внимания.
Вот в таких корзинках раньше вывозили фрукты из Гоа в ручной клади
В конце 2017 года же это правило почему-то начали выполнять с особой тщательностью: все корзинки с фруктами всех заставляли сдать в багаж. Но денег за них, как за дополнительный багаж, не брали.
Тем-не менее, мы были свидетелями того, как наши предприимчивые русские туристы все-таки провезли корзинки с фруктами в ручной клади: они просто не показали их при сдаче багажа, и успешно смогли пронести на борт. Те же туристы, которые спрашивали у работников: можно ли провезти ЭТО и показывали на корзинки, были вынуждены сдать их в багаж.
Стоит сказать, что во время нашего чартерного рейса Гоа-Курумоч в декабре 2017 года все корзинки прилетели в целости и сохранности, их выгрузили не на ленту, а аккуратно привезли все корзинки на отдельной тележке и поставили около багажного ремня.
Больше всего те туристы, которые были вынуждены сдать фруктовые корзинки в багаж, переживали о том, что на русской границе (по слухам) половину фруктов конфискуют работники, а до хозяев доезжает лишь малая часть того, что они везли. Ввиду этого, они старательно заматывали корзины скотчем. Помог ли скотч, или сотрудники таможни попались нам честные, но все фрукты, сданные в багаж, дошли до своих хозяев в том же количестве, что их и сдавали.
Дьюти-фри и фудкорты в аэропорту
Зона дьюти-фри в Даболиме очень-очень скромная (примерно как в российской провинции). По сути, там представлен всего один маленький магазинчик с кое-каким алкоголем и сувенирами, несколько закутков-фастфудов с очень дорогими ценами, и всё.
Справа — тот самый закуток с фаст-фудом. Столиков, где можно съесть и выпить купленное нет. Пассажиры едят на креслах.
Зал вылета: вдалеке виднеется единственный мини-магазинчик дьюти-фри, ни о чем
Когда наш рейс задержали на 4 часа, нам пришлось покупать дорогие и невкусные (к тому же острые) гамбургеры в одной из двух точек питания в зоне вылета. Нормальной пищи здесь нет. Поэтому даже не представляю, как тут кормить детей во время длительной задержки самолета. Очень советую, на всякий случай, заранее запастись какой-нибудь более полезной едой для детей.
Гоанский аэропорт со стороны посадочной полосы:
Как мы путешествуем и экономим
На этих сервисах можно бронировать билеты и гостиницы с российских карт:
- Дешевые авиабилеты ищем на Авиасейлс
- Иногда выгоднее брать тур через Travelata
- Квартиры в России снимаем через Суточно.ру, а отели — через Островок
- Отели за границей бронируем на Трип.ком или Яндекс.Путешествиях
- Страховку на всю семью оформляем на Черехапе
- Трансфер из аэропорта — через сайт Кивитакси