[путешествие] Индия ‘2014: Дели — Агра — Джайпур — Мумбай
Мы все читали в школьных учебниках и СМИ про бедность в некоторых странах Азии и Африки (Индия является одной из них), где у очень многих людей нет жилья, они спят на улицах на кусках картона, не моются годами и так далее. Многие смотрели фильм «Миллионер из трущоб», особо заинтересованные темой (мы были такими в процессе планирования путешествия) — ещё и разные научно-популярные передачи (например, «BBC: Индия с Майклом Вудом»). Но ни одна телевизионная съёмка не может передать того уровня антисанитарии, грязи, нищеты и хаоса, что царит в старых районах Дели, Агры и Джайпура.
По узким улицам без тротуаров идёт в две стороны сплошной поток вперемешку легковых и грузовых машин, тук-туков (названы так за сходный звук работы двигателя), мотоциклов всех разновидностей, велорикш, велосипедов, людей, время от времени собак и ещё чуть реже коров. Люди спокойно расходятся с транспортом, стараются обходить коровьи лепёшки и другой жидкий мусор, разбросанный повсюду.
А ещё вонь — я много чего нюхал в своей жизни и не думал, что какой-то обычный уличный запах может меня сильно беспокоить. Но ради того, чтобы обойти уличные общественные туалеты в Дели (они только для мужчин), я готов был делать крюк.
И попрошайки. Идут обычно одетые — не в лохмотья — мать с детьми спокойно, вдруг дети, завидев белых людей, бросаются к ним и, показывая себе на рот, протягивают к ним руки. Но получив мотание головы и короткое «No», спокойно возвращаются к своим делам. Очевидно, это не профессионалы. Те дети, которые подходят в пробках и на светофорах к сидящим в машинах и тук-туках уже не просят, а настойчиво требуют: мотание головой и слова не воспринимают, хватают за руки.
К сожалению, большинство индусов не понимает, что современные бытовые отходы практически не подвержены самостоятельному разложению. Водитель тук-тука, который вёз нас, остановился на середине моста через реку в Дели и, приговаривая: «Правительство нам запрещает, но мы всё равно так делаем», бросил пластиковый пакет с мусором в воду. Очевидно, так делает не он один, потому что во всех реках Дели обильно плавает мусор, и от воды идёт смрад. К слову, в этих самых реках активно стирают бельё.
Жильё
В Дели мы жили в хостеле «Kuldeep Friends» в районе Main bazaar, если о нём подробно рассказывать, получится отдельная история с главами про:
• тоненькие стены и деревянную решетку над дверью из номера на лестницу, на которой в свою очередь окна вообще никогда не закрываются — в результате чего в номере замечательно слышна улица и создаётся ощущение, что ты оттуда и не уходил;
• 3-х мопсов, живущих на диване на ресепшен, храп которых доносился до нашего третьего этажа;
• потолочный вентилятор (совмещённый с лампой, без решетки), который будучи включённым так сильно раскачивался, что мы побоялись им пользоваться — вдруг вращаясь упадёт на голову;
• горячую воду, которая получается путём нагревания солнцем установленного на крыше бака с холодной водой — соответственно, время наличия и количество её ограничены;
• постельное бельё, которое, очевидно, стирают в той самой реке, поэтому оно серого цвета;
• одеяло, к которому ни пододеяльника, ни даже простыни не предполагается (и так по всей Индии);
• матрас толщиной 5 см и, судя по жесткости, состоящий только из слоя кокосовой койры.
Питание
Поскольку наши представления о гигиене значительно отличаются от таковых у индийцев, найти место, где есть было бы не очень брезгливо, совсем не простая задача. Мы остановились на европейски выглядящем снаружи (на кухню нас не звали, и мне страшно думать, как там всё) кафе Diamond, где был Wi-Fi (что само по себе редкость), причём довольно быстрый (что встречается ещё реже).
Вообще вся местная еда очень острая (говорят, перец борется с микробами и паразитами), настолько, что вкус блюда чувствуется очень слабо.
Средства передвижения
Самый дорогой способ передвижения — такси-автомобиль. Таким способом мы добирались из аэропорта и обратно, так как тук-тукам туда ездить запрещено. Дешевле — тук-туки, на них мы в основном и ездили; главное — договориться о цене перед поездкой, отчаянно торгуясь при этом. Ещё дешевле велорикши, но у них есть естественные ограничения по расстоянию: едешь достаточно медленно и под открытым солнцем. Да и ехали мы на них, только если водитель не был пожилым — иначе было как-то стыдно торговаться.
Пару раз ездили и на метро. Местные индусы нас пугали, что мы в нём не разберёмся, но оно не сложнее московского.
Посмотреть фотографии и почитать подробности про жизнь в Индии можно в ЖЖ Глеба Кузнецова.
Навигатор
Поездка у нас самостоятельная — все отели и достопримечательности искать приходится самим, поэтому крайне важно наличие навигатора. Для установленного у меня Navitel’а карт Индии не существует, поэтому пришлось искать другие навигационные программы, для которых они есть. Garmin StreetPilot на моё устройство за пару часов так и не встал, поэтому установил Sygic и Here Maps (ранее Nokia Maps). Пользовались обеими, Sygic показался удобнее в использовании, зато в Here Maps были некоторые POI, которые иначе пришлось бы искать по адресу.
Движение и транспорт
Движение в Дели левостороннее и сумасшедшее. Над дорогами стоит непрекращающийся звук гудков, под который 2-х и 4-х колёсные транспортные средства бесконечно подрезают друг друга. Очевидно, вклиниться перед другой машиной в считанных сантиметрах от её переднего бампера у них не считается чем-то невежливым, главное перед этим подать звуковой сигнал. И что самое странное при таком стиле движения — все успевают затормозить или отвернуть, и ДТП не происходят. Светофоров крайне мало, да и на них мы видели несколько раз, как водителю надоедало стоять, и он ехал на красный свет. Проезд обозначенного пешеходного перехода ничем не отличается от езды по остальным местам дорог — водители маневрируют и проезжают между идущих людей.
Машины здесь в основном малогабаритные. Преобладают Maruti Suzuki (Maruti — значит производство местного филиала), Honda, Chevrolet, Hyundai. В новых кварталах — Нью-Дели — машины подороже: Audi, BMW, Mercedes, Porsche Cayenne и Panamera.
Достопримечательности Дели (некоторые из)
Планируя путешествие по Золотому треугольнику (Дели — Агра — Джайпур — Дели), мы рассматривали несколько вариантов передвижения: аренда машины, автобус, поезд. От аренды машины и использования автобуса отказались, так как на форумах писали, что на дорогах жуткие пробки и на поезде значительно быстрее, только билеты нужно покупать заранее, иначе может не быть свободных мест. Забегая вперёд, скажу, что поехать из Дели в Агру на поезде нам так и не довелось, так как он был отменён из-за тумана (или нас очень ловко обманули). Ехали на такси, ранним утром, пробок не было. Но и мест для парковки машины ни близко, ни далеко от наших отелей я не наблюдал, так что, наверное, правильно, что машину не взяли.
Железная дорога
Итак, купить железнодорожные билеты через интернет можно только на сайте cleartrip.com, для этого нужно там зарегистрироваться, а для регистрации требуется непременно индийский мобильный телефон, которого, естественно, у нас нет. В интернете нашлось 2 варианта дальнейших действий: платные услуги посредников и безвозмездное пользование уже зарегистрированным хорошими людьми аккаунтом. Удалось использовать второй способ.
Вагоны делятся по классам: 1А (купе с кондиционированием), 2А (плацкарт с кондиционированием), 3А (плацкарт на 6 полок с кондиционированием), СС А (раздельные мягкие сидячие места с кондиционированием и едой), Слипер (плацкарт на 6 полок без кондиционирования и с решетками на окнах), 2S (сидячие места).
Из Агры в Джайпур (3 часа) и из Джайпура в Дели (5 часов) ехали на поезде, выбрав как наиболее интересный по соотношению цена/качество класс СС А, и не прогадали. На удивление для небольшой цены билета и длительности поездки нас кормили на протяжении всего пути, причём подавали в интересном порядке: пластиковая бутылка воды; поднос c вегетарианским пирожком, вегетарианским сэндвичем, пачечкой вафель и чаем; суп; второе (3 блюда); мороженое. Потом те же служащие просили чаевые, для чего каждому на столик ставили поднос с разбросанными по нему купюрами и плошкой с сахарным песком и анисом для свежести дыхания.
Животные
В Индии наряду с прочими обезьяны считаются священными животными, и аборигены терпят их наглое поведение. В Дели мы натыкались на обезьян в определённых районах (например, рядом с Воротами Индии), а вот в Агре и Джайпуре они были повсеместно. Сидя вечером у себя в номере гостиницы в Агре мы услышали жуткий грохот, время от времени повторяющийся. Стало интересно, что это такое, и мы пошли по направлению звука. Поднялись на крышу здания — там установлены столы и стулья и над ними сделан навес из профнастила. Оказалось, что обезьяна прыгала на этом профнастиле. Причём никого это не волновало, и выгнать её никто даже не пытался.
А ещё по всему Золотому треугольнику снуют забавные маленькие животные. Впервые мы их увидели на Шри-Ланке и окрестили за повадки белко-бурундуками. Кстати, в Гоа их нет.
Во многих местах индусы просили нас сфотографироваться с ними, поскольку они считают, что фотография с белым человеком — к удаче. Мы никогда не отказывали, кроме Мумбая, где у Ворот Индии ходит множество платных фотографов. Говоря «Бесплатно. Бесплатно» они хотели добавить нашу фотографию к своему портфолио, которым зазывают клиентов.
Читайте далее: