16. Самостоятельная экскурсия в Старый Гоа. Отзывы туристов
В четырех предыдущих главах мы узнали, как два туриста из Москвы отправились в Мумбаи самостоятельно и изучали тамошние достопримечательности: места, описанные в романе Шантарам, пещеры острова Элефанта и Болливуд. Также мы вдоволь нагулялись по пустынным пляжам Южного Гоа, которые в середине октября выглядят совершенно дикими. Сегодня предлагаю вместе с автором отчета отправиться на осмотр достопримечательностей Goa Velha.
Автор отчета: Шмаков Михаил. https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/
Поездка на поезде в Гоа-Велья. Отзыв о самостоятельной экскурсии на Гоа
Известно, что любая коллекция стремится к своему завершению, коллекция впечатлений и примечательных мест — не исключение, но также известно, что коллекция, почти никогда не бывает полной.
Нам для большей полноты гоанского комплекта впечатлений не хватало пляжей северней Панаджи, самого Панаджи и бывшей столицы Португальской Индии – Старого Гоа.
Когда я сказал, что поездку в Старый Гоа я откладывал из лени – это половина правды, вторая – страх, боязнь неизвестности, нового опыта. Дело в том, что мы решили добраться до бывшей столицы на поезде. Не буду повторять рассказы, описывающие ужасы (вагоны набиты битком, спят на полу, грязно, дырка в полу вместо туалета и т.д.) индийской железной дороги, которыми полон Интернет. У каждого из нас свой опыт, у меня – вспоминания о переполненных озлобленными дачниками электричках Подмосковья, да о московском метро в час пик. Неимоверная давка, отсутствие воздуха, хамство, дышащие в лицо перегаром – вот то, что до сих пор объединяет эти два вида транспорта на родине. Поездка на поезде в чужой стране пугала другим – не проехать станцию, как и на чем вернуться обратно, не обчистили бы карманы…
Так или иначе – решились. В один из предвечеров идем в сторону городка Чауди (Chaudi) на станцию Канакона (Canacona) узнать расписание и купить билеты.
Оговорюсь, мы достаточно часто ходили в Чауди с чисто утилитарными целями: пополнить запас дистиллятов (в Палолеме, Чауди и по дороге между ними какое-то невероятное количество «алкошопов»; в Колве я помню только один), купить фруктов, в это время в Палолеме продавали фрукты только в одном месте с машины (ларьки еще только строились), в супермаркет — за сыром, хлебом и йогуртами.
Фото 1. Мотоциклист и школьница. Отдых в Южном Гоа в октябре. Отчет о самостоятельной поездке в Индию (фотоаппарат Canon EOS 6D, объектив Canon EF 24-70mm f/4L IS USM,1/250, 0eV, f8, 192mm, ISO 100)
Фото 2. Сценки из жизни жителей Гоа. Отчет о самостоятельном отдыхе в Индии (70-200, 1/200, 0eV,f8, 200mm, ISO 100)
Сделанные в эти походы «зарисовки» на камеру уличных сцен для меня самые интересные и самые сложные за всё путешествие по Индии. Сложные, потому что индийцы, особенно женщины, не склонны позировать, укрывают лица платком, отворачиваются; приходилось прибегать к хитрости – я прятался за спину жены, настраивал камеру и в нужный момент командовал – отходи!
Фотография 2. Результат фотоохоты на улицах Гоа из-за спины супруги. Поездка в Индию дикарями (24-70, 1/200, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)
Фото 3. Буйвол на дороге. Отзыв об отдыхе на Гоа. Путешествие в Индию в октябре (70-200, 1/200, 0eV, f8, 191mm, ISO 200)
Интересные потому что некоторые кадры, даже при неглубоком знании индийских реалий, могут рассказать целую историю пытливому наблюдателю; например, историю об упомянутой выше «пугливости» индийских женщин, но это — тема уже другой статьи и задача для настоящих журналистов.
Фотография 4. Две тетки. Самостоятельная поездка в Индию. Отдых на Гоа. (70-200,1/320, 0eV, f5, 70mm, ISO 200)
Фото 5. Электрики в Гоа. Отчет об отдыхе в Индии самостоятельно (70-200, 1/60, )eV, f8, 81mm, ISO 100)
Другая история, уже более оптимистичная и многообещающая — электрики, подключающие зарытый в землю кабель к подстанции. Пройдет какое-то время и на Гоа не придется сидеть в темноте после ливня.
Фотография 5. Станция Канакона. Как поехать на экскурсию в Старый Гоа во время самостоятельного отдыха в Индии (24-70, 1/125, -1eV, f9, 38mm, ISO 320)
Но не будем отвлекаться от главной темы. Найти станцию Канакона совсем не сложно: надо просто идти от Палолема в сторону Чауди, никуда не сворачивая, пока дорога не приведет к железнодорожному мосту над ней. Пройдя под ним, надо свернуть направо и пройти еще метров пятьсот (может меньше) вдоль высокой, заросшей кустарником насыпи железнодорожного полотна. Нормальным шагом от нашего отеля «Palolem Inn» до станции – 35…40 минут, специально засекали, чтобы рассчитать время подъема.
Нужный нам поезд, делающий остановку в Гоа-Велья (Goa Velha, португальское – Старый Гоа), через Канакону следует всего один раз в день. Начало своему пути он берет, чуть ли не в Каньякумари, а конечная станция, если не вру, в Дели (подробные записи стали нечитабельны от пота – размокли в кармане). По расписанию, на станцию Канакона поезд приходит в 06:33, время в пути — 2 часа. Нужная нам остановка – Кармали, она шестая по счету, поезд останавливается на всех. Стоимость проезда – 25 рупий на человека в одну сторону.
Рисунок 6. Карта со схемой железнодорожного сообщения на Гоа. Как посмотреть достопримечательности во время самостоятельного путешествия по Индии.
В нашем случае, 16 октября 2015 года, поезд в Канакону опоздал минут на десять, а в Кармали прибыл на десять минут раньше, хотя приличное время простоял на станции Мадгаон (Madgaon), а именно так называется железнодорожная станция в Маргао.
Наверное, я никого не удивлю признанием, что самым запоминающимся и необычным опытом в экскурсии в Старое Гоа оказалось поездка на поезде.
Фото 7. В ожидании поезда. Рассказ про поездку на поезде в Индии. Экскурсия в Старый Гоа (24-70, 1.6сек., 0eV, f9,64mm, ISO 100) (24-70, 1.6сек., 0eV, f9,64mm, ISO 100)
Фотография 8. Внутри вагона индийского поезда. Отзыв об экскурсии в Старый Гоа во время отдыха в Индии самостоятельно (Sony D 6503, 1/32, f2, 5mm, ISO 400)
Прежде всего, стандартный по размеру вагон имел непривычный вид из-за дополнительных дверей в центре, а окна были забраны толстой решеткой. На потолке — стройные ряды огромных, постоянно работающих вентиляторов. Двери и окна раскрыты нараспашку, по вагону гуляет ветер. Состав битком набит людьми, на лавочках втиснулось по четыре-пять человек, и эти счастливцы спят, а остальные вынуждены стоять, или сидеть на полу, в проходах и тамбурах. Беременным женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам никто место не уступает. Названия станций не объявляют.
Пока мы ждали наш поезд, в Канаконе остановился следующий в обратную сторону, на юг, состав, его ярко освещенные вагоны были абсолютно пусты. Честно говоря, я рассчитывал на такую же пустоту вагонов и в сторону Старого Гоа, но как говорится – в тесноте, да не в обиде, тем более, что в Маргао, через час пути, почти все пассажиры сошли. Этим поезд мне напомнил утреннюю электричку «Тула – Москва», битком набитую трудовыми резервами Подмосковья, и на станции Царицыно извергающую всю эту массу полусонного рабочего люда в метро.
Фотография 9. Маргао. Поездка в Старый Гоа на поезде. Отзывы туристов о самостоятельных экскурсиях. Путешествие по Индии (24-70, 1/100, 0eV, f9, 24mm, ISO 500)
Фото 10. Поезд на путях. Что интересного можно посмотреть во время отдыха на Гоа. Отзыв о самостоятельных экскурсиях в Индии. (24-70, 1/800, -1eV, f7/1, 26mm, ISO 500)
Неожиданно дарованная в Маргао свобода передвижения по вагону позволила расчехлить камеру. Дальнейший путь я провел в тамбуре, увлеченно фоткая открывающиеся за распахнутыми настежь дверями состава виды Гоа, изредка возвращаясь в салон поезда проведать жену.
Фото 11. Поле утром. Отзыв о поездке по Гоа на поезде. Самостоятельная поездка в Индию (24-70, 1/160, 0eV, f9, 67mm, ISO 100)
Фото 12. Католическая школа. Отчеты туристов об отдыхе на Гоа. Путешествие по Индии на поезде. (24-70, 1/400, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)
Виденное, впрочем, не было откровением. Просто утренний мягкий свет и туман позволяли взглянуть другими глазами на привычные, но быстро сменяющие друг друга пейзажи. Да и сама задача сфотографировать движущиеся картинки оказалась увлекательной, требующей определенной сноровки, а порой и цепкости – очень не хотелось вывалиться на ходу из поезда.
13. Поезд, мост, помойка. Самостоятельные экскурсии в Гоа. Отзывы об отдыхе в Индии самостоятельно в несезон. (24-70, 1/1250, -1eV, f9, 24mm, ISO 250)
Особенно взбудоражил нервы адреналином проезд по мосту через широко разлившуюся реку Зуари (Zuari River — все названия и переводы географических мест даны по карте Google). Металлический грохот поезда, отраженный и усиленный металлическими фермами моста, открытая дверь и пропасть за краем порога – заставили крепче цепляться за поручень.
14. Станция Кармали. Рассказа про поездку в Старый Гоа из Палолема. Отчеты об отдыхе в Индии (24-70, 1/200, -1eV, f9, 24mm, ISO 250)
От станции Кармали до Гоа-Велья, не смотря на настойчивое желание таксистов нас довезти, решили прогуляться пешком, размяться после поездки – не самое мудрое наше решение. По дороге, то поднимающейся в гору, то спускающейся под неё, смотреть нечего. Тротуаров вдоль проселочных дорог не изобрели, приходилось идти с оглядкой и глотать пыль проезжающих мимо машин. Было что-то около девяти утра, но солнце пекло немилосердно.
Экскурсия в храмы Старого Гоа. Отчет и фотографии
Истории колонизации Индии и Гоа португальцами я уже касался в своих предыдущих статьях, посвященных Индии. Чтобы ни повторяться, коротко перечислю только основные вехи в истории бывшей столицы Португальской Индии.
Поселение на острове между реками Мандови и Зуари (от континента остров отделен каналом Кумбарджуа, полным крокодилов) под именем Говепури было известно с древних времен. Подлинный рассвет города начался в 1310 году, когда махараджи династии Кадамба перенесли сюда столицу княжества из Чандрапура. С этого момента город-порт на реке Зуари (точное место указать не могу) — важнейший центр торговли всего региона от Аравийского полуострова до Бенгалии. Двумя годами позже с севера началась экспансия мусульман и Гоа на несколько веков становится ареной борьбы сначала между мусульманскими и индийскими династиями, а потом (после утраты власти над Гоа Виджаянагарскими царями в 1470 году) династических интриг князей распавшегося в 1490 году Бахманидского султаната. Примерно в это же время султан Биджапура Юсуф Адил-Шах (именно султаны Биджапура стали хозяевами территории от Карнатаки до Махараштры после распада Бахманидского султаната) для поддержания и развития морской торговли решает строить новую столицу и порт на левом берегу реки Мандови, в девяти километрах от нынешней столицы современного Гоа – Панаджи. Главная причина переноса столицы – заиление реки Зуари, что осложняло судоходство, а другая причина – многочисленные войны превратили постройки Говепури в руины.
Следующий этап истории Старого Гоа начался с появлением у берегов Индии в мае 1498 года флота Португальцев. В 1510 году португальская армада под командованием Альфонсо Д’Альбукерке (Alfonso d’Albuquerque) становится на якорь у берегов Гоа и захватывает столицу. С этого момента начинается история Старого Гоа как столицы Португальской Индии.
Нынешний свой архитектурный вид город стал приобретать в середине XVI века, когда на Гоа стали прибывать монашеские ордена и их проповедники. Так в 1542 году Франциск Ксаверий основал здесь первую иезуитскую миссию. Вслед за проповедниками на Гоа в 1560 году пришла и Святая инквизиция, прежнее терпимое отношение португальцев к индуизму меняется на политику полного искоренения, индуистские храмы подвергаются разрушению, а на их месте строятся католические соборы. В XVII – XVIII веках из-за частых эпидемий малярии и холеры население Старого Гоа постепенно переселилось в Панаджи, который позднее и стал столицей Гоа.
Болезни — не тема для шуток, но все же, думаю, если бы португальцы потребляли бы не ром (ром, как известно, помогает моряку сохранять равновесие на палубе в шторм) и портвейн, а джин и тоник, как это делали британцы в Индии и Африке, то столица Гоа и сейчас находилась бы в Гоа-Велья.
(Основной ингредиент тоника – хинин, обладает жаропонижающим и обезболивающим свойством и выраженным действием против малярийных плазмодий.)
Фото 15. Вид от базилики Доброго Иисуса в Старом Гоа. Отзывы туристов об экскурсии самостоятельно. Поездка в Индию в октябре (17-40, 1/200, 0eV, f9, 40mm, ISO 100)
Фотография 16. Базиликa Доброго Иисуса. Достопримечательности Старого Гоа. Отдых Индии в октябре (17-40, 1/80, 0eV, f9, 17mm, ISO 100)
Фото 17. Ковчег с мощами Св. Франциска Ксавьера. Самостоятельная экскурсия по достопримечательностям Старого Гоа. Отзывы туристов об отдыхе в Индии (17-40, 3.2 сек., -1eV, f9, 17mm, ISO 100)
Основные достопримечательности города расположены вдоль центральной улицы с незамысловатым названием Старое Гоа. На отрезке дороги длиной 400 (мерил по карте) метров от площади Ганди до следующего перекрестка, по обеим ее сторонам, расположено четыре католических собора и археологический музей в стенах бывшего монастыря.
Мы попали к храмам самым коротким путем, но вошли, если так можно сказать, в город-музей с черного хода – навигатор привел нас к турникету ограды базилики Милосердого Иисуса с тыла.
Базилика — самая почитаемая и самая знаменитая церковь Гоа. Здесь покоятся мощи Св. Франциска Ксавьера (что тоже правильно, на баска. Frantzisko Xabierkoa), и здесь же расположена экспозиция музея, посвященная миссионерскому подвигу святого в Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. Правда, этот музей скорее ориентирован на школьников местных католических школ, чем на взрослых. Первый камень в фундамент храма был заложен 24 ноября 1594 года, а освящен — 15 мая 1605 года. Мощи Св. Франциска Ксавьера были привезены на Гоа 11 декабря 1553 года и долго хранились в церкви колледжа Св. Павла, которым он когда-то руководил (теперь это — руины, вернее, стена фасада с фронтоном, расположенные недалеко от площади Ганди), а в 1624 году они были перенесены в базилику.
Фотография 18. Храм и монастырь Св. Франциска Ассизского (Археологический музей) в Старом Гоа. Отзывы туристов о самостоятельных экскурсиях во время отдыха в Индии (17-40, 1/200, 1eV, f9, 40mm, ISO 100)
Фото 19. Кафедральный собор Св. Екатерины в Старом Гоа. Отчеты туристов о поездке в Индию в октябре (17-40, 1/250, -1eV, f9, 40mm, ISO 100)
Через дорогу от базилики Доброго (Милосердного) Иисуса, в парке с огромным газоном и фонтаном в центре широкой аллеи, расположены Кафедральный собор Святой Екатерины, коротко именуемый — собор Се, монастырь и храм Св. Франциска Ассизского, ныне — археологический музей. Надо отметить, что большинство церквей в Старом Гоа не действуют, базилика и кафедральный собор в том числе, но предприимчивые индийцы продают свечи и другие атрибуты церковной службы туристам, не считая такой обман большим грехом.
Кафедральный собор, если верить путеводителям, считается самой большой церковью Индии и всей Азии. Первое здание церкви было построено из глины, соломы и камней в 1510 году. Строительство собора в нынешнем виде было начато в 1562 году, а алтарь был священ в 1619 году.
Монастырь и храм Св. Франциска Ассизского соединяет с кафедральным собором дворец архиепископа. Монастырь и церковь (почти ровесники кафедрального собора), начавшиеся с часовни и нескольких келий в 1529 году, приобрели к 1602 году нынешний вид. С 1964 года в стенах монастыря располагается археологический музей.
Фотография 20. Часовня Св. Екатерины в Старом Гоа. Рассказы туристов о поездке в Индию дикарями осенью.
Прогуливаясь от одного храма к другому, я поймал себя на мысли, что никак не могу привыкнуть к виду христианских крестов под сенью пальм и солнца тропиков. Знаю, что колыбель христианства — Азия, но подсознательно соотношу Церковь с Севером.
Пройдя мимо монастыря и храма Св. Франциска Ассизского, мы спустились по узкой дорожке мимо выставленных для обзора надгробных плит первых поселенцев, к часовне Св. Екатерины. Неприметная снаружи, она имеет огромное историческое значение: на этом месте стояла часовня, заложенная сразу после завоевания Гоа Альфонсо Д’Альбукеркой 25 ноября 1510 года.
Наша экскурсия продолжалась уже пару часов, мы устали, взмокли и проголодались. Напротив базилики Милосердного Иисуса, на пересечении улицы Старое Гоа и безымянной улочки, огибающей весь комплекс храмов, рядом со стоянкой такси обнаружилось кафе. Прохладу мы там не обрели, но голод утолили. Кафе – приемлемого вида «фастфуд», две кухни: вегетарианская и «мясоедская».
Фото 21. Храм Св. Иоанна и храм Св. Моники, поле у руин храма Св. Августина. Отчет о путешествии по достопримечательностям Гоа самостоятельно (17-40, 1/100, -1eV, f9, 21mm, ISO 100)
Следующая цель — руины храма и монастыря Св. Августина. Мимо стоянки такси, по узкой асфальтированной дороге поднимаемся в горку, на фоне серо-голубого неба виднеется силуэт колокольни из красного камня. Когда-то — самый большой храм на Гоа, с четырьмя 46 метровыми колокольнями, с 12 алтарями, по числу апостолов Христа, и, что любопытно, столько же братьев-августинцев основали монастырь.
Фотография 22. Вид на руины башни Св. Августина. Экскурсия к достопримечательностям Старого Гоа самостоятельно. Отдых в Индии (17-40, 1/125, -1eV, f9, 17mm, ISO 100)
В 1572 году, сразу по прибытии на гоанскую землю, 12 братьев, странствующего и нищенствующего ордена Августинцев, заложили монастырь, а через какое-то время рядом с монастырем, на месте старой, построенной в 1512 году церкви, была заложена ими новая и освященная в 1602 году, церковь. Церковь и монастырь около двухсот лет служи прихожанам Гоа, но в результате буржуазной революции в 1820-1823 годов, когда Португалия встала на путь секуляризации (огосударвстления) церковного имущества и земель и, в силу закона от 1834 года, ликвидирующего религиозные ордена, в 1835 году церковь и монастырь Св. Августина стали бесхозными. В результате семи лет запустения рухнул свод церкви (некоторые источники указывают, что без пожара не обошлось), а еще почти через 90 лет (в 1931 году) обрушались и стены. Сейчас руины — объект изысканий археологов и кладоискателей, которые регулярно сюда наведываются в поисках легендарных сокровищ нищенствующих августинцев.
Позволю себе пояснить – «нищенствующих» в том смысле, что братья не должны были иметь личного имущества. Святому Августину приписывают слова: «Сегодня я скажу — это моя Библия, а завтра уже прикажу – подай мне мою Библию». За дословность цитаты не поручусь, но смысл точен! Правда, жил Блаженный Августин за семь веков до объединения нескольких монахов-отшельников в орден.
Фото 23. Галерея музея Христианского искусства и монастырь Св. Моники в Старом Гоа. Отчеты о самостоятельных экскурсиях в Индии (17-40, 1/200, -1eV, f9, 20mm, ISO 100)
Не доходя до руин, слева от дороги, ведущей на холм, расположена церковь Святого Иоанна и монастырь госпитальеров, иначе — Мальтийских рыцарей или Иоаннитов.
Монастырь и храм были построены в 1685 году, а в середине прошлого века полностью перестроены. Сейчас в монастыре располагается богоугодное заведение для душевно больных (чисто автоматически толкнув калитку, я оказался в маленьком и ухоженном садике, лицом к лицу с обитателями этого христианского приюта).
С другой стороны дороги — церковь и монастырь Святой Моники, построенные в 1627 году. В 1636 году они пережили пожар, и заново были отстроены через год. По преданию, после пожара и реконструкции, глаза деревянной статуи Иисуса открылись, а из тернового венка на голове закапала кровь. Сейчас в церкви проводится реставрация, поэтому мы смогли разглядеть только строительные леса и отдельные детали декора, не укрытые пленкой. В пристройке церкви расположен музей Христианского искусства с не очень богатой, но достаточно любопытной экспозицией христианских реликвий, многие из которых изготовлены были на гоанской земле.
Фотография 24. Часовня Св. Антония в Старом Гоа. Отзывы об отдыхе в Индию самостоятельно (17-40, 1/200, 0eV, f9, 17mm, ISO 100)
От монастыря Св. Моники мы поднялись по дороге еще чуть выше и заглянули в безлюдный дворик часовни Св. Антония. Часовня оказалась на замке, наш исследовательский энтузиазм угас, а силы исчерпаны.
От Святого холма (так еще называют холм с руинами церкви Св. Августина) мимо стоянки такси и базилики Милосердного Иисуса направляемся к железнодорожной станции Кармали. Тут у билетных касс выяснилось, что поезд, следующий через Кармали, и останавливающийся в Канаконе, тоже всего один (хотя, можно было догадаться об этом и в Канаконе), а мы на него опоздали. Делать нечего — берем такси.
Подводя итог, замечу: экскурсию в Старое Гоа лучше совместить с визитом в Панаджи. Главный аргумент — разнообразить впечатления, осмотр десятка католических храмов в одном месте и за один раз — утомителен. Другой мотив – возможно, из Панаджи ходит больше поездов. А если говорить совсем начистоту, если экскурсия не для галочки – мол, были в Старом Гоа, то туристам с дальних пляжей, как мы из Палолема, достаточно экскурсии в Маргао, например. Мы несколько раз проезжали на машине через Маргао, и я успел заметить (а плотный трафик в центре города позволил это) множество интересных архитектурных объектов. Это и старинные виллы португальцев, и множество католических храмов, которые соседствуют с индуистскими, а главное – это живой город.
Заканчиваю очередную главу с отчетом двух туристов из Москвы о самостоятельном туре в Южное Гоа в несезон. Мы сегодня посмотрели фотографии Гоа-Велья (Goa Velha) и узнали, что не так страшно ездить на индийских поездах, как малюется в некоторых отзывах. В следующий раз прогуляемся по пляжу Агонда, сходим к мосту через реку Талпона и покатаемся на лодочке, наблюдая за представителями пернатого мира Индии.
Читайте далее: