Дели — город контрастов: моя лекция в ЖЭКе
Дели — один из крупнейших городов мира. Ярлык «города контрастов» подходит ему, как никакому другому. Давайте ка галопом пробежимся по разным районам столицы Индии, и мы увидим, что у этого мегаполиса столько разных контрастов, что он граничит на шизофрении!
Под катом несколько абсолютно разных Дели.
Содержание
Центральный Дели
Если посмотреть на карту города, недалеко от главного вокзала находится район Коннот-Плейс. Там улицы формируют красивые концентричные круги. Если судить по карте, этот место похоже на центр города, поэтому именно тут я провёл первый день в Индии.
Я уже немного писал о своих прогулках по улицам этого района и о людях, которых я увдел на этих улицах.
Так что, про улицы в центральном Дели читайте в моём посте Улицы Дели, и их обитатели.
Чистый Дели
Южнее Коннот-Плейс нахоидтся «новый» город, Нью-Дели. Это чистая часть столицы. Эти районы чистые в первую очередь из-за того, что тут нет людей. Вообще нет. Зато тут есть огромные широченные бульвары.
Эти бульвары тянутся на километры от одного перекрёстка до другого, а вдоль них стоят заборы. Что за этими заборами непонятно. За ними ничего не видно, и надписей на них никаких тоже нет.
Только иногда у обочины стоят полицейские баррикады. В Дели все полицейские баррикады одинаковые, на колёсиках, чтоб легче передвигать было. Но в Нью-Дели полицейских тоже не видно. Даже баррикады здесь скучают.
Зато вдоль бульваров много зелени. Нью-Дели — это пожалуй самое зелёное место, что мне довелось увидеть за время поездки в Индию.
В центре чистого Дели находятся дорогущие гостиницы для индийской богемы. Сюда приезжают на дорогих машинах, одетые в дорогие одежды. Находясь около въезда в один из таких роскошных отелей, можно подумать, что ты и не в Индии вовсе.
Но вообще в чистом Дели делать абсолютно нечего. Скорее всего вы его увидите из окна такси или тук-тука по дороге в более интересные места города.
Монументальный Дели — Ворота Индии
Одно из главных достопримечательностей нового Дели — Ворота Индии. Они чем-то напоминают парижскую Триумфальную Арку. Эта здоровая дура стоит посреди абсолютно пустого пространства, никаких признаков города вокруг неё не видно вообще.
Ворота кстати хоть и находятся в Нью-Дели (так что возле них довольно чисто), посещаются толпами туристов, поэтому в отличии от окружающих бульваров тут довольно людно.
Чтоб контролировать толпы людей здесь куча разных оградок и изгородей, есть и полицейские баррикады.
Но к ним прилагаются и вооружённые полицейские. Трогать сам монумент, стены, столбы и цепи запрещено.
На соседней лужайки жители Дели собираются, чтоб поиграть в крикет. Эту странную игру в Индии очень любят почему-то.
Ворота Индии смело можно пропускать.
Тибетский Дели
На севере Дели находится тибетская колония под названием Манджу Ка Тилла. Именно колония, а не район. В 1959 году Тибет восстал против китайской оккупации. Коммунистическая власть довольно жёстко подавила это восстание, и какое-то количество семей бежали через границу в Индию. В 1960 правительство предоставило им один из районов Дели, в котором они и обосновались. Сейчас здесь живёт уже второе поколение тибетцев. В 2000 году их было около 2,500 человек.
Этот район очень популярен среди туристов. Стоит белому человеку выйти из ближайшей станции метро, как к нему подбегают водители тук-туков: «Я знаю, тебе в Манджу Ка Тилла — поехали со мной!» От метро до колонии два километра, но тук-тук здесь не нужен. Электро-рикши возят пассажиров по четыре за раз, стоит это по десять рупий с носа. Даже можно не торговаться.
Тибетский Дели — единственный приятный район. Не совсем понятно чем он отличается от остальных, но тут несомненно намного комфортней и уютней. Многие путеводители даже рекоммендуют туристу здесь остановиться, но по мне колония уж слишком на отшибе находится. Зато провести тут несколько часов — одно удовольствие после сумасшествия Дели.
Не то что здесь намного чище, или просторней, и вроде каое же нагромождение зданий и людей. Но абсолютно непонятно почему находиться тут намного приятней. Кто бывал, тот поймёт.
Я заехал сюда уже под вечер, и с удовольствием погулял по лабиринту маленьких улочек, и магазинчиков.
Хотя нет, беру свои слова обратно. Здесь намного чище, чем в остальном Дели. Может всё дело именно в этом.
Так или иначе, тибетский Дели я вам откровенно рекоммендую. Советую туда съездить после того, как вы посетите.
Старый Дели
Старый Дели это просто жесть. Хотя, пожалуй «жесть» — это слишком абстрактно. Старый Дели — просто помойка.
То есть не просто. Это очень большая помойка.
Даже огромная помойка. Везде где есть хоть чуть-чуть свободного места валяются груды мусора. Люди, мопеды, рикши и тук-туки просто объезжают это всё, как ни в чём не бывало. Прямо рядом с грудами мусора торговцы продают фрукты, люди сидят в кафе.
Это одна из самых чистых улиц старого города. Улицы кстати очень запутанные. Я пока глазел на масштабы помойки свернул не туда.
Гугл-карты подказали, что можно пройти на правильную улицу через вот этот переулок, но он странным образом заканчивался тупиком.
«Вы заблудились?» спросила меня девочка лет тринадцати.
«Да, пытаюсь пройти на соседнюю улицу. Вроде тут проход должен быть.»
«Был, но пару лет назад мы закрыли его для посторонних. Теперь здесь только жители квартала могут ходить. Но если хотите, я вас проведу. Только. Потом вы должны со мной сделать селфи.»
Я согласился. Девочка повела меня через задние ходы, помещения мастерских, пару раз ей пришлось просить взрослых открыть металлические шторы, но в итоге мы вышли на соседнюю улицу, и мне пришлось выполнять обещание. Селфи вышло так себе.
Распрощавшись с ней я тут же попал в пешеходную пробку. Такое не часто встретишь.
Старый Дели — это куча народу и помойка. Один раз посмотреть определённо стоит.
После визита сюда как раз хорошо отдохнуть в тибетском Дели.
Мусульманский Дели
В Старый Дели стоит заглянуть ещё и потому, что тут находится старая Соборная Мечеть. Она невероятно красивая, я вам её уже показывал, когда говорил о многочисленных религиях Индии. Не вздумайте побывать в Дели и не зайти посмотреть на неё.
Кстати за вход сюда с вас возьмут 300 рупий (около $5). Так как за посещение мечети денег брать не принято, это сделают под видом налога на фотокамеру (та, что встроена в телефон тоже считается). Но если повезёт, то вы не нарвётесь на разводилу, который собирает эти деньги, и сможете пройти внутрь бесплатно.
Снаружи у стен мечети старый город достигает пика своего колорита. Вот кто-то оставил тут козла погулять. Посмотрите, какой модный козёл! В свитере!
А ещё тут есть стоянка для мопедов и священных коров. Где ещё можно такое увидеть?
Дели Всемирного Наследия
В Дели находятся аж три объекта, внесённых в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Один из них — Красный Форт, построенный в середине XVII века.
К сожалению мне не повезло, и я собрался посетить его в понедельник, когда он закрыт. Помнится осенью, в Трансильвании я столкнулся с той же проблемой! Ну хоть снаружи удалось его увидеть.
Вторая достопримечательность в списке ЮНЕСКО — Мавзолей Хумаюна. По структуре он очень напоминает Тадж Махал, и это немудрено! Мавзолей, построенный на сто лет раньше, послужил прототипом для самой известной достопримечательности в Индии. Тадж Махал был построен сто лет спустя правнуком падишаха Хумайна.
Чтобы оценить это здание по достоинству, нужен вертолёт, или как минимум квардокоптер. Так как у меня не было под рукой ни того, ни другого, вот вам сфотографированный мной плакат:
Мавзолей окружён огормной зелёной территорией. Могу себе представить, как в классической индийской литературе, эти огромные пустые пространства называют «райскими садами». На самом деле тут мало деревьев, и обшарпанные полувысохшие фонтаны. Думаю отныне я фразу «райские зады» именно с таким буду ассоциировать.
Кстати, чтоб попасть на територию этого Мавзолея, надо купить билет. Тут постоянная сегрегация: местные платят 10 рупий, а туристы — 240.
При этом для туристов есть отдельное окошко в кассе, так что очередь движется не так медленно.
Мавзолей я рекоммендую посмотреть, если он вам по пути. Много времени это не займёт.
Ещё монументальный Дели
Третья и последная достопримечательность со списка Всемирного Наследия — средневековый минарет Кутб-Минар. Строительство этой башни было начато в самом конце XII века, и продолжалось на протяжении трёх поколений.
В итоге пятиярусная твердыня поднялась до высоты 76 метров! В каждом из ярусов прослеживается эволюция архитектурного стиля средневекового Ислама. Диаметр нижнего яруса — 14м, а к верхнему ярусу башня сужается всего до трёх.
Туристы со всей страму съезжаются поглазеть на Кутб Минар. Это пожалуй самая впечатляющая из достопримечательностей Дели.
Фасад очень детально рзукрашен арабской вязью. Удивительно, но после долгих веков линии продолжают быть чёткими.
Башня высится над окружающим ландшафтом. Напоминает что-то из Властелина Колец.
Неподалёку взлетают самолёты. Каждые пару минут один из них пролетает прямо над верхушкой Кутб-Минар.
В начале XIV века правитель Ала ад-дин Мухаммад-шах решил переплюнуть башню предков, и начал строительство собственного минарета, Алай Минар, прямо рядом. По его задумке, новая конструкция должна была вдвое превосходить старую по размеру. Поэтому вместо 14 метров, диаметр основания Алай Минар составил почти 25! К сожалению Ала ад-дин умер так и не закончив первый ярус своего проекта, а его потомки решили не тратить времени на новый минарет. Так и осталась эта груда камней стоять рядом с красивейшей башней, в напоминание о гордыне Муаммад-шаха.
Съездить посмотреть на Кутб-Минар просто обязательно. Вокруг неё ещё очень красивый комплекс старых зданий в арабском стиле.
Другой Дели
Кроме всего вышеперечисленного в Дели есть ещё совершенно другие районы.
Например Сихский Дели (про плачевную историю сикхов в Индии я писал в посте про Амритсар):
Дели панельных зданий:
И Дели, где можно устраивать пикник в парке (как видите, этот район не принадлежит чистому Дели):
Поразительно всё же нежелание индийцев не превращать город вокруг себя в помойку!
Передвижение по Дели
Чтобы всё это увидеть, вам придётся разобраться, как передвигаться по Дели. Город очень большой, и пешком тут далеко не уйдёшь. Да и не очень-то приятно гулять по здешним улицам.
Главный вид транспорта в Дели — тук-тук. Они все стандартного зелёно-жёлтого цвета, и все попытаются заломить тройную цену, завидев туриста. Смело торгуйтесь с ними, благо их много, а вы один! Некоторые тук-туки выглядят, как будто держатся на соплях и изоленте.
Но если хочется избежать пробки, стоит попробовать кататься на метро.
В Дели довольно развитая сеть, несмотря на то, что метро тут «молодое» — его открыли только в 2002 году. Правда остановки очень далеко друг от друга, и часто придётся потом от станции пилить до места назначения пешком или на тук-туке.
Ну и не стоит думать, что вы сможете быстро сесть в метро. На станции вам придётся отстоять в очереди в кассу, чтоб купить жетон на нужную сумму. Вы говорите кассиру куда вам надо, он говорит вам цену, и кодируе жетон. После этого надо встать в ещё одну очередь на досмотр через металлоискатель. Правда тут всё движется быстро. Все кладут сумки в рентгеновый аппарат, где на них никто особо не смотрит, а сами люди идут через рамку детектора, который пищит непереставая. Это тоже никого не смущает — солдат хлопает вас по бокам, и вы проходите дальше. Всего процесс входа в метро может занять 10-15 минут в час-пик.
Вагоны новые и чистые, правда народу бывает много, иногда приходится потолкаться.
Интересная вещь, которую не видел ни в одной другой системе метро: розетки в вагонах. Да, те самые страшные индийские розетки с удивительным количеством дырочек. Почему-то они под потолком, и только над местами для пожилых и инвалидов. Может индийские пенсионеры для чего-то особого нуждаются в электричестве? Так или иначе, я не видел, чтоб их использовали для чего-либо кроме подзарядки мобильников.
Метро это здорово, но настоящие мужчины передвигаются по Дели вот так:
Вот такие контрасты. Надеюсь вам понравилось. Захотелось небось сразу в Индию, а?
Читайте далее: