Меню Закрыть

Джайпур. Улицы, храмы и танцовщицы

Джайпур. Улицы, храмы и танцовщицы

Джайпур — один из самых странных городов всей Индии. В некоторых крупных городах есть прекрасные, широкие, прямые улицы или проспекты, в основном в новой постколониальной части, но это далеко не правило. В основном же можно ожидать узкие улочки, идущие в любом направлении. Которые были заложены без всякого плана. Города росли так, как жители считали нужным их строить.

Джайпур был построен в 1728 году знаменитым Савай Джай Сингхом II. Он был великим знатоком математики и астрономии, и у него были идеи по строительству городов. Все главные улицы были прямыми и имели ширину 33 метра. Второстепенные улицы пересекали главные улицы под прямым углом. Улицы все вымощены, с бордюрами и широкими тротуарами.

2
1

Всё это должно было сделать Джайпур похожим на западный город эпохи Нового Времени в восточном мире. Но подобия не удалось добиться ещё на стадии строительства. Здания на фотографиях кажутся каменными. Но они, кроме дворцов, построены из смеси глины и дерева, что удачно скрыто под ровной штукатуркой, окрашенной в знаменитый оранжево-розовый цвет. Многие дома имеют красивые верхние башенки и иные надстройки, что ещё больше делает их похожими на театральные декорации.

5
2

И, конечно, Индия не была бы Индией без того многослойного хаоса, которым славится. Торговцы, горожане разного достатка, нищие, дервиши, вместе с верблюдами, священными коровами, разнообразными тележками и невероятными транпортными средствами заполняют центральные улицы. Бесконечные киоски местного фастфуда с горами мусора вокруг них, сидящие на земле торговцы, столы с товарами, бесконечная толпа, подверженная броуновскому движению, даже визуально изменила вид прямых улиц. Может быть, тротуары и были предусмотрены, но движение по центральным улицам напоминает зигзаг с периодическим выскакиванием на проезжую часть. Традиционная Индия почти полностью поглотила задумки раджи, сейчас Джайпур — типичный хаотичный индийский город.

1
1

Нам всё время приходилось следить за своим шагом, потому что тротуары больше напоминают поход с валунами, выбоинами и другими препятствиями на пути. Вот казалось бы, туристов в городе так много, что давно можно их не замечать. Но нет, местные жители наблюдали за нами. Иногда чувствуешь себя некомфортно из-за долгих, напряжённых взглядов, но в Индии это нормально. В конце концов мы оставили «безопасный» тротуар и просто начали ходить по дорожной части, как это делают местные жители. Удивительно, но идти по улице гораздо проще, чем по непредсказуемому тротуару. Машины и мотоциклы объезжали нас, не забывая конечно сигналить без перебоя, но это часть дорожного движения.

2
2

Так мы постепенно добрались до более-менее широкой площади, до музея Альберт-холл, который расположен в саду Рам Нивас. Построенный в 1876 году, он изначально планировался как концертный зал. Он напоминает архитектуру музея Виктории и Альберт Холла в Лондоне, отсюда и название. Также известный как Государственный центральный музей, он представляет большую коллекцию артефактов, привезённых из разных регионов Индии и мира, которые разделены на колоссальные 16 художественно-исторических галерей. Отличное место, чтобы заглянуть в историю и древнюю культуру Индии, но столько дополнительного времени не было у нас запланировано.

5

В районе Альберт-холла находится автовокзал, где группировался народ в ожидании транспорта. Бросилось в глаза, что более 90 процентов уезжающих — женщины. Может окончился всеиндийский слёт домохозяек? Или наоборот — ударниц труда? Не знаю. Дело всё же было накануне национального праздника.

Читайте далее: