Грандиозные сооружения 7. Обсерватория Улугбека и Джантар-Мантар
Если взглянуть на гравюры эпохи Возрождения, то по правую руку от аллегорической фигуры Науки, среди множества величайших ученых, изображен Муххамад Тарагай Улугбек. Никто из астрономов в течение столетий не смог сравниться с ним в точности расчетов и наблюдений. Его звездные таблицы были настолько точны, что многие ученые сомневались в их подлинности. Кажется невероятным, что в 15 веке она была достижима еще до изобретения телескопа.
В 1908 году остатки обсерватории Улугбека были найдены российским археологом Вяткиным. Раскопки и исследования дали нам представление о том, что представляла собой обсерватория Улугбека.
На одном из самых высоких холмов Самарканда высилось одинокое круглое здание. Его высота достигала 40 метров, а диаметр превышал 50 метров. На крыше располагались небольшие приборы, в центре которых стоял главный инструмент – квадрант, представлявший собой вертикально установленную четверть круга. Радиус дуги превышал 40 метров. Большая часть инструментов находилась внутри обсерватории, в подземной траншее. Общая протяженность разделенной на градусы дуги этого вертикального круга превышала 60 метров. При помощи такого огромного инструмента самаркандские астрономы могли производить измерения с высочайшей точностью. С обеих сторон квадранта располагались помещения для наблюдения за Солнцем и звездами. Цоколь обсерватории был облицован мрамором, а арки и портал цветными изразцами. Внутри стены были покрыты схемами, картинами и изображениями небесных сфер. В здании также располагалась богатая библиотека, т.к. в те времена в ней трудились лучшие умы в сфере математики, философии, астрологии. А сама астрология была «царицей» наук.
нига Улубека «Новые астрономические таблицы» разошлась по всему миру. Ее перепечатывали и издавали в Лондоне, Париже, Флоренции, Женеве. Однажды она попала в руки индийскому магараджу Джайсингху II. Он был храбрым воином и уже в свои пятнадцать лет командовал джайпурскими конниками, но книги были его еще большей страстью.
Шли годы, время воин сменялось мирным временем, и Джайсингх возвращался в один из своих дворцов и вновь открывал растрепанную книгу Улугбека. При его дворе жили и работали величайшие астрономы и математики, множество видных умов того времени. Зная об образованности раджи мудрецы со всех сторон опустошенной войной страны стекались в его дворец.
В 1724 году Джайсингх начал строительство своей первой обсерватории. Грандиозное сооружение было построено в Джайпуре из белоснежного мрамора и красного песчаника. Представьте себе, как тянутся ввысь башни без окон, узкие лестницы круто изгибаются и стремительно уходят в ослепительное тропическое небо. Это и есть Джантар-Мантар.
Здесь Джайсингх и его помощники проверяли таблицы Улугбека. Оптические приборы того времени он считал недостаточно точными и поэтому решил построить огромные, высотой до 27 метров, неподвижные инструменты. Главным из них стал «императорский инструмент» — это солнечные часы и гномон. Гномон представлял собой 17 метровый треугольник, поставленный на катет. Лестница длиной 36 метров ведет по гипотенузе треугольника к его вершине и точно указывает на Полярную звезду.
В Джайпуре Джайсингх поставил солнечные часы для проверки расчетов своей обсерватории в Дели. Основание этих солнечных часов выложено циклопической кладкой, чтобы ничто не могло поколебать их циферблат, установленный параллельно плоскости экватора.
Но Джайсингх не учел, что невозможно предотвратить внутренние сдвиги и осадку огромных неподвижных инструментов – и спустя некоторое время приборами джайпурской обсерватории пользоваться уже было нельзя. И многотонный Самрат Джантра – самый большой инструмент Джайсингха II, поставленный некогда параллельно земной оси, – теперь только памятник, как и другие инструменты обсерватории Джантар Мантар.
5 лет назад
Были там не так давно — впечатлились! И виды шикарные вокруг! Рядом с обсерваторией музей небольшой, там хороший макет обсерватории Улугбека представлен, где видно, что сохранилась до наших времён примерно треть от всего сооружения.
5 лет назад
5 лет назад
Была такая книга »Звезда Улугбека» Очень мне в детстве нравилась.
5 лет назад
Таки астрология или астрономия была царицей не наук?
5 лет назад
Был в Джайпуре, но не хватило времени чтобы зайти в обсерваторию.
Похожие посты
5 лет назад
Грандиозные сооружения 2. Кайласанатха
Всех приветствую. Продолжаем знакомиться величественными сооружениями, когда либо созданными человеком.
Индия — страна богатой истории и культуры. Она считается родиной специй, чая, йоги, шахмат и буддизма. Но сегодня нас интересует другая религия местных жителей – индуизм. Тримурти – дословно можно перевести как «три лика», представляет собой объединение трех верховных богов индуистского пантеона. Наверняка вы о них слышали, это Вишну – хранитель мироздания, Брахма – богиня творения и знания, а также Шива – бог, отвечающий и за созидание, и за поддержку, и за разрушение.
Огромное количество храмов построено во славу этих богов, но сегодня мы остановимся, пожалуй, на самом поразительном храме богу Шивы – Кайласанатха. Поистине неповторимым является величие его пространственного замысла. Главной его особенностью является то, что он полностью высечен из цельной скалы.
В середине 8 века нашей эры по приказу раджи Дантидурги из рода Раштракутов поблизости от деревни Эллоры началось строительство Кайласанатха и продлилось без малого сто лет. На тот момент существовали подробные строительные трактаты, которыми и руководствовались зодчие при строительстве. Создание храма начиналось сверху. Сначала в пологом склоне скалы вырубалась траншея, окружавшая огромную монолитную глыбу, из которой впоследствии силами скульпторов и был вырублен сам храм. В высоту храм поднимается на 30 метров, имея основание в длину 55 метров и 36 метров в ширину, располагается в высеченном колодце площадью около 5000 квадратных метров.
Очищаясь от лишнего, от каменной «шелухи», громадный каменный монолит был превращен в храм, имеющий внутри 2 зала, множество статуй и барельефов. Каждая деталь была глубоко символичной. 8 метровый цоколь, завершавший нижнюю часть главного храма, был опоясан трехметровыми фигурами священных слонов и львов. Создается впечатление, что они несут на себе всю тяжесть этого мира. Чтобы подчеркнуть красоту, храмовый ансамбль был покрыт белой штукатуркой и отполирован до блеска. Весь комплекс был разделен на три части, которые окружали главный храм и посвящались богам, принадлежавших к культу Шивы.
Множество скульптурных композиций, расположенных внутри храма были призваны продемонстрировать нам взаимоотношения и столкновения их персонажей. Для примера приведу, пожалуй, одну из самых величественных композиций. На вершине священной горы Кайласа покоятся Парвати и ее супруг Рама, а снизу многорукий и многоголовый демон Равана пытается эту гору сокрушить. Для большего впечатления данную композицию ночью освещали огнем от светильников, который дрожал от дуновений ветра и усиливал игру теней.
Сложно представить, какие усилия потребовала слаженная работа архитекторов и строителей. В тайниках храма была обнаружена медная платина с гравировкой: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?», что указывает нам на то, что уже тогда современники воспринимали этот храмовый комплекс как чудо. Храм сохранился до наших дней, и по-прежнему демонстрирует нам богатое скульптурное оформление трехъярусного монумента.
Спасибо всем кто дочитал. Постарался учесть недочеты предыдущего поста, в частности количество фотографий.
Читайте далее: