Храм Галтаджи
В штате Джайпур водятся преимущественно два вида обезьян — макаки-резус и лангуры ханумана. И те и другие относятся к семейству мартышковых.
Кстати, резус-фактор, который говорит о совместимости крови, назван в честь этих макак, а вовсе не наоборот. Ведь именно испытания на этих обезьянах позволили выявить этот фактор.
А Хануман у индусов — очень почитаемое божество, получеловек и полуобезьяна, умеющая летать. Так что обезьяны крайне чтимы в Индии.
И, естественно, как только мы приехали на Обезьянью гору, сзади на меня запрыгнула обезьянка. Я аж пригнулась.
Собственно, это место находится на окраине Джайпура. Это хорошо видно по фирменному розовому песчанику, из которого построен Джайпур.
Розовым выделяются ворота Галта.
Здесь масса храмов разной степени разрушенности, которые обжили обезьяны. Здешние места издавна почитались у индуистов святыми, так что храмы здесь строились ещё до возникновения храмового комплекса Галтаджи.
Сейчас это руины, хотя можно догадаться, что раньше они были довольно роскошные.
Названия храмов я даже писать не буду, всё равно они ничего для нашего уха не значат.
Не одни обезьяны здесь живут.
Люди и животные плотно перемешались здесь. Люди зачастую живут в чём-то типа палаток.
По пути — Храм Солнца, построенный в 1734 году. Когда-то храмы были стратегически расставлены вокруг Джайпура, и Храм Солнца служил отметкой восточной части старого Джайпура. От него шла дорога к западной части города, где стоял Храм Луны.
Говорят, он виден из любой точки города. Не проверили, увы.
Отсюда открывается прекрасный вид на Джайпур.
Говорят, это фантастическое место чтобы встретить закат или рассвет.
По дороге нас сопровождают местные обитатели.
Храмы в Индии бывают разные. И вот это — тоже храм.
И вот наконец мы достигаем храмового комплекса Галта.
Он расположен в узкой расщелине между холмов. Это горный хребет Аравали, который тянется через Раджастан, пересекает пустыню Тар и заканчивается уже где-то в Пакистане.
По расщелине вниз течёт вода.
Вода в природных источниках на территории Галты накапливается в специальных резервуарах — кундах, многоуровневых бассейнах.
Кунды каскадом спускаются вниз с горы. Мы начинаем осмотр с самого пика, с самого высокого кунда.
Паломники приходят искупаться в этой воде, ведь она считается священной. Мы не рискнули.
В Индии всегда была проблема с водой. Так вот, по легенде, жил в этих местах некий человек по имени Галав. Он много лет жил здесь аскетом, медитировал, размышлял и молился богам чтобы они дали людям воду.
Боги услышали его, и засушливый край наполнился водными источниками, которые никогда не высыхают, даже в периоды засухи. А люди оформили их в резервуары-кунды.
И построили кучу храмов, главный из которых и посвятили Галаву, которого стали почитать как святого.
Вообще эти места считаются святыми и о них много легенд существует. Сам Акбар I Великий (1542-1605гг), третий падишах Империи Великих Моголов, был здесь и даже внёс крупную сумму на строительство храма.
Поскольку обезьяны в огромном количестве сбежались к источнику воды, один из храмов посвятили богу обезьян Хануману, но какой это из храмов, я так и не поняла.
Храмы здесь и в окрестностях стояли и раньше, но ныне существующие в основном построены из розового песчаника, характерного для Джайпура.
Построены они в основном в XVIII веке при махарадже Савай Джай Сингхе II.
Вот этот храм посвящён Сите, жене бога Рамы. Она же является одним из воплощений богини красоты Лакшми. Этот храм самый большой среди храмов Галтаджи.
А вот на этом — изображение слоноголового бога Ганеши, куда ж без него, самого доброго бога.
А эти высокие ступени ведут в храм Shri Gyan Gopal Ji
В основном в этих местах кучкуются вишнуиты, которые поклоняются, как следует из названия, богу Вишне. А конкретно, его воплощениям (аватарам) Кришне и Раме. Поэтому храмы, посвящённые им, здесь, конечно же, есть.
Вишнуиты — одна из самых многочисленных групп в индуизме. При этом внутри вишнуизма существует множество течений, групп, сект, общин.
Жил когда-то некто Рамануджа. Неизвестны точно его годы жизни, то ли с 1017 по 1137, то ли с 1077—1157. По-любому, жил он очень давно и очень долго.
Был он философ, теолог, проповедник, миссионер. В какой-то период своей жизни он решил отказаться от материальной жизни и стать странствующим монахом, который живёт подаянием, и беспрерывно молится, беспрерывно работает над духовными практиками, медитирует. В Индии для этого есть специальное название — Санньяса.
Даже жену Раманудже для этого пришлось «отослать обратно к родителям», ибо при санньясе общение с женщинами запрещено, чтобы ничто не мешало медитации.
Рамануджа стал основателем огромного течения в вишнуизме, Вишишта-адвайта Рамануджи. Его последователи в основном здесь и проживают.
Яркий храм-пагода своей пестротой и формой выделяется из череды храмов из красного песчаника. Он называется Ramanuja acharya Mandir и посвящён святому Раманудже, как и следует из названия. Тому самому.
А нам пора покидать этот мир обезьян
Читайте далее: