Морджим как Русская Утопия
Приспело время мне воспеть это замечательное место. Признаться, я ожидал другого — того, что узрел в Анджуне: пьяных толстопузых мужланов в купальных трусах и майках, с заплывшей наколкой «ВДВ» на разжиревшем плече, слоняющихся от едальни к едальне.
Морджим — иной. Это тихое деревенское место, тенистое и неспешное. Слабое скутерное движение, неспешно прогуливающиеся мамы с колясками, единственная круговая улица через всё село, небольшое количество торгашных палаток, сплошной дом престарелых на пляже. Мне описывали Морджим как чудовищную Русляндию – чуть ли ни как Саратов. Ничего похожего – скорее, это какая-то идеальная деревня.
О пляже стоит сказать особо. Из всех виденных мной здесь – самый лучший. Просторный, большой, с почти полным отсутствием того, что портит здесь пляжные медитации. Можно даже голышом загорать, чем вовсю там занимались некоторые особо скептичные фотожурналисты.
Пусть фото говорят сами за себя.
Художество на стене в моём хостеле:
Дом для истинных дауншифтеров:
Вместилище для ТамарМихалн с внуками:
Выглядит эта работа как истинный труд — медитативный и облагораживающий:
Настоящая коммуна дауншифтеров. Выходить отказались:
А вот и причина их затворничества. Кстати, замечательное пиво!
Вот она, традиционность в современном мире:
Типичный русский след на пляже:
Типичный португальский след. Венок из цветов — типично индийский след.
Типичные морджимские окрестности:
Типичная улица. Ах.
Типичный баньян — маленький только.
За полтысячелетия католическая инквизиция почти вытравила из Гоа индуизм. После захвата Гоа Индией в 1961 году индийцы здесь неимоверно расплодились — до полутора миллионов, и католики нынче составляют лишь четверть населения. Так что старинных индусских храмов тут не найти — только новодел.
Чисто азиатское возмещение редкости автозаправок:
Последствия российского финансового кризиса:
Русским есть, чем заняться:
Традиционная индийская утилизация мусора. К счастью, жечь бутылки им запретили. Поэтому утилизируют то, что, в принципе, можно и не уничтожать: кожуру кокосов и т.п.
Мусора в Гоа почти нет — в сравнении с остальной Индией. Гоа почти бездуховно.
До русского владычества ничего подобного в Морджиме — рыбацкой деревеньке — не было:
Индия — истинная страна байкеров:
Ещё из тех времён.
Школьники организованно идут по домам:
Даже библиотека есть!
Самый удобный и дешёвый способ перемещения по Гоа:
Сколько-то лет назад в рамках борьбы с нехваткой питьевой воды правительство Индии организовало рытьё огромного количества колодцев:
Внутри — так (в лучшем случае):
Никогда не пейте в Индии воду ниоткуда!
Не все тут сыто устроились, и такого хватает:
Индия весьма политизорована. Вот рекламный плакат «банды очкариков»: великий Ганди — нынешний премьер-министр (в Индии он важнее президента) — гоанский губернатор. Наши политики не догадались об использовании таких простых аналогий.
Политиков сопровождают попы и маги:
А это — то, на чём паразитируют и первые, и вторые:
Настоящий тренажёрный зал! Море тут слишком расслабляющее.
Неприкасаемые за работой. Некоторые укзывают как причину всеиндийской загаженности нехватку неприкасаемых, которые одни лишь могут исполнять чёрную работу.
Даже патолаборатория есть. Актуально.
Церковь XVIII века:
Главный собор, тоже один из старейших:
Придомный алтарь индусов:
А чтобы вышеуказанную красоту оградить от всех жаждущих и алчущих, есть ещё одна повсеместная индийская традиция:
А это уже наши традиции. Самим что ли воспитывать детей? Всё время что ли?!
Замечательная социальная реклама:
Зачем над индийскми туалетами неизменные бочки с водой — знаешь, читатель. Традиционная культура!
Типичный булочник, сопровождающий свои перемещения противным клаксоном:
«Набережная» реки Чапора. На той стороне — пляж Вагатор.
Немножко похоже на наши места. Прикосновение к этим деревцам вызвало у меня ожог всего предплечья.
А эта скульптура Будды — во дворе моего хостела. Кроме неё и нескольких европейцев, я больше не встречал здесь буддистов.
Вот какие граффитти любит индийская молодёжь. У нас за это сажают. У них — наоборот.
Почему я назвал Морджим Русской Утопией? В отличие от Российской Утопии, здесь вообще нет никаких приседаний перед государством, все спокойны и рады сами по себе. Почему Утопия – потому что здесь во всей полноте отражена затаённая мечта русского сердца о тихой деревеньке, где есть тёплое море, где никогда не бывает травматичной зимы (во время которой всегда случается что-то тягостное у нас), где присутствует ощущение того, что эта деревня – весь мир в миниатюре, и никому не нужна суета убийственных городов. Это та самая идеальная деревня, которую живописали русские литераторы, только перемещённая в иной пространственный и временной контексты.
Конечно, всё это весьма буржуазно. Но не так дико и выпендрёжно, как в Анджуне или Арамболе: здесь распузыренные чиновники шлёпают в шортиках по красной индийской пыли, осатаневшие в России бизнесмены мило торгуются с продавцами о копеечной цене бананов, гламурные столичные девахи в каких-то лохмотьях ездят на скутерах – даже без косметики.
Безусловно, на весь этот отдых нужны деньги. Более того, Морджим отличается тем, что это настоящая колония русских, живущих здесь постоянно. Некоторые хохмят на эту тему: пятьсот лет назад началась португальская колонизация этих мест, в 1961 году – индианизация Гоа, а двадцать лет назад – русификация.
Двояко всё. С оной стороны, кто-то в Мордоре вынужден горбатиться, чтобы оплатить съём своей квартиры в Москве – дабы её хозяева безмятежно жительствовали тут. С другой стороны, у живущих здесь колонистов пробуждается умение самостоятельно жить, не выклянчивая подачек у авторитарной диктатуры, не добиваясь её попойками в банях с полковниками ФСБ. Здесь в чём-то пробуждается тот самый «вертикальный русский», о котором писал Дугин – правда он расположен здесь почти всегда горизонтально. Неоднозначно… Но нечто утопическое, преображающее здесь есть.
Жить надо там, где тепло. Viva, Zerzan!
Только бы никакому дураку не пришлось за это платить.