Моя Индия. Часть 1: Дели и Джайпур
После третьей поездки в Индию мы с мужем поняли, что пора выбираться куда-то за пределы Гоа и Карнатаки. Тем более, что я каждый раз рвалась посетить Варанаси, но никак не получалось — логистика казалась мне чрезмерной. Но прошлогоднее путешествие по трем странам ЮВА за 16 дней показало мне, что даже за короткие сроки все возможно, надо лишь захотеть.
Хотеть я начала где-то с марта, а полностью маршрут сложился к августу. Даже 6 перелетов меня, известного аэрофоба, не остановили. План был такой: Дели-Джайпур-Варанаси-Мумбаи-Гоа-Дели. Прочие места я сознательно пропустила. Надо же что-то оставить на следующий раз))
Передвижения и цены (на двоих):
— Москва-Доха-Дели и обратно — мои любимые Qatar Airways, 45500 руб.
— Дели-Джайпур — поезд Ajmer express, класс Chair Car, 1300 рупий.
— Джайпур-Варанаси — поезд Marudhar express, класс 3 АС, 2300 рупий.
— Варанаси-Мумбаи — Air India, 19720 рупий.
— Мумбаи-Гоа — поезд Mangalore express, класс Sleeper, 850 рупий.
— Гоа-Дели — IndiGo, 8000 рублей.
Билеты на самолеты брала на сайтах авиакомпаний, на поезда — на сайте индийских РЖД. С РЖД намучилась, конечно. Но не с регистрацией, как многие (все получилось с первого раза), а с оплатой. Ни с Райффайзена, ни с Кукурузы платеж уходить не хотел. «Часть номера вашей карты совпадает с картами, находящимися в черном списке» — и хоть умри. А вот Сбербанк прошел моментально. На поезд из Джайпура в Варанаси попала в wait list, несмотря на то, что встала в 4 утра, чтобы успеть одной из первых купить билеты. Но — очередь была 1 и 2, так что особо не волновалась.
Часть 1. Дели и Джайпур, или Разводы и хаос
Приземлились вовремя, несмотря на опоздание вылета в 15 минут из Москвы и 20 минут из Дохи. Аэропорт Индиры Ганди, конечно, огромный. Но в полвосьмого утра он был какой-то подозрительно пустой. Бродили только немногочисленные служащие и пара-тройка прилетевших. В обменнике мы поменяли 20 долларов (чтобы не сильно пострадать от грабительского курса в 57,5) и отправились искать метро. Долго спускались куда-то вниз, вниз, вниз… Наконец, дошли. На чистой сверкающей платформе — никого, кроме солдат с автоматами. Туннель закрытый, раздвижные двери, что особенно меня удивило, из стекла. В будочке купили билеты до станции New Delhi station, 60 рупий на одного. Вместе с билетами нам была вручена и бесплатная карта города.
Прождали электричку мы около 20 минут, за это время подтянулась парочка местных, тут же вступивших с нами в разговор. Откуда, куда, зачем, какой раз в Индии и прочее подобное. Все старались совершенно безвозмездно объяснить, как нам лучше добраться до Мэйн базара, как не обращать внимания на разных хелперов, какие места в Дели посетить и где лучше питаться. Нам оставалось только с улыбкой благодарить.
Вагон был очень цивильный, с кондиционером, с мягкими сиденьями, весь в новом пластике и сияющем металле. Билет представлял собой небольшой жетон, который при входе надо прикладывать к турникету, а при выходе — бросать в щель. Так же, как в Бангкоке. Если вдруг потеряешь, наверное, заставят покупать новый, поэтому, когда я, в очередной раз заклевав носом, уронила его на пол, муж сердито отобрал его у меня и упрятал в карман)).
Доехали за полчаса. Линия метро идет над землей, поэтому немного полюбовались на окрестности, затянутые дымкой. Дымка, кстати, была внушительная. Солнце в небе походило на кровавую луну — маленькое и красное. Я читала, что такое бывает только в январе, но, оказалось, что это не так. Успели рассмотреть огромные развязки, водонапорные башни и потоки транспорта.
До нашего гестхауса от метро надо было идти сквозь ж/д вокзал, станцию New Delhi. Пока шли по мосту, пытались получше все разглядеть — завтра нам отсюда уезжать в Джайпур. Благодаря подробным инструкциям менеджера геста очень быстро нашли Мэйн базар и нужный поворот в узких улочках. Заселили нас сразу же, несмотря на то, что время чек-ина еще не наступило.
И тут, господа, хочу вас предупредить. Нарвались мы на известный развод из серии «платите за номер» при выписке, хотя мы заплатили, когда вселялись. Я знала об этом, но после почти двух суток без сна не проконтролировала процесс выдачи нам квитанции об оплате. Мы отдали деньги и, довольные, рухнули спать, предварительно помывшись в холодной воде (горячую так и не увидели). На следующий день при чек-ауте (мальчик был уже другой) нам говорят — а деньги за номер? Мы с удивленными лицами — мы заплатили при чек-ине. Нам показывают амбарную книгу с записями, где в графе «оплата» зияет пустота. Препирались минут 5, пока я, разозлившись, не потребовала пригласить хозяина для немедленных разборок. После этого нам было с недовольными лицами сказано — ОК, можете идти. Название геста не пишу, поскольку это распространенный способ поиметь с полоротых туристов денег два раза за одно и то же. В Индии надо держать не только ухо востро, но и глаза. И, по возможности, записывать и фотографировать значимые вещи и моменты.
Выспавшись, мы отправились бродить. Никаких планов по осмотру не было, Дели изначально планировался только как перевалочный пункт. Пешком дошли до Раджив Човк и, поскольку было воскресенье и рынок оказался закрыт, просто гуляли по окрестностям.
1
Не перечесть, сколько раз с нами заводили разговоры — и обычные люди, и хелперы, и попрошайки. Тукеры никак не могли понять, почему мы идем пешком, когда можно прекрасно ехать. Никакие фразы о том, что мы просто гуляем, не действовали. Все поголовно отправляли нас в туристический офис и порывались проводить и туда, и до Коннот плейс, и куда бы то ни было еще.
Кстати, с этим Коннот плейс была смешная история. Муж мой не знал, что в Дели есть место с таким названием и в процессе разговора с индийцами ему слышалось Кэннот плейс (т. е. cannot place). После очередного разговора он с обескураженным лицом поворачивается ко мне и спрашивает: «А что это за „невозможное место“ такое? Что это значит?». После мы всю поездку называли затерянные места не «край белого света», а «невозможное место»)).
На улицах было грязно даже для Индии, от открытых туалетов распространялось соответствующее амбре, зелень была пыльная и тусклая. Только шмыгающие повсюду бурундуки радовали глаз. Непонятно почему, но Дели показался мне похожим на Бангкок. Кроме расстояний и дорожных развязок не было ничего совпадающего, но чувство какой-то схожести возникло. Сама этого не понимаю, потому что очень люблю Бангкок и с удовольствием вернусь туда в третий раз, а вот Дели, по моему мнению, можно и пропустить. ИМХО, естественно.
Нагулявшись, вернулись на Мэйн базар, купили местную симку и забрались в roof top restaurant подкрепиться. Вегетарианская еда, никакого мяса и алкоголя в меню не было. Ну и ладно, выпили целый чайник вкуснющего имбирного чая (ах, как я по нему скучаю) и сожрали нехилую тарелочку бирияни.
Сидели мы одни до тех пор, пока не пришли ребята с какого-то местного телеканала. Ассистенты с рациями, звукооператоры с огромными пушистыми микрофонами, визажисты с кисточками наперевес. Ведущий, импозантный дядька в черной шляпе, милостиво разрешал им всем за собой ухаживать. Мы приготовились к шоу, но ничего так и не случилось. Дядьку раз 5 припудрили, раз 20 что-то сказали по рации, звукооператор свесил свой микрофон вниз с перил, записал шумы улицы и все быстренько освободили помещение. До сих пор гадаем, что же это было, репетиция? Зачем тогда пудрили? А если требовалось только записать звуки, то зачем было волочь за собой ведущего? Вобщем, загадка.
Ночь прошла довольно спокойно, звуки с улицы хоть и проникали в наш номер, но не чрезмерно. Встав рано (поезд отправлялся в 6 утра) и поимев уже упомянутый неприятный разговор на ресепшн, выдвинулись к вокзалу.
И налетели на следующий развод. Я была выспавшаяся, поэтому решила немного подыграть и сразу не посылать «разводящих» в известном направлении. На входе, не успели мы положить рюкзаки на ленту для проверки, подскочил человек и попросил посмотреть на наши билеты. Мы показали, поскольку человек был в форме. И началось. «Этот поезд отменен, вам нужно в туристический офис на втором этаже, там вам подскажут, что же делать дальше!». Говорю мужу — внимание, это оно. Поскольку этот в форме зорко за нами следил, пришлось идти в офис. Когда поднимались по лестнице, снизу нас обогнал другой человек, подбежал к дверям офиса (закрытого на все замки в связи с ранним утром) и принялся делать вид, что он его только что закрыл — поковырял ключом, подергал замок и т. д. Тут и мы подошли. «Вы знаете, офис откроется не раньше 10 утра, покажите билеты». Мы, посмеиваясь, показали. «Этот поезд отменен, вам нужно ехать до станции Олд Дели, там брать билеты на другой и уезжать оттуда. Только надо быстро! Пойдемте, я помогу вам найти такси!». Мы изобразили готовность, пропустили его вперед и потихоньку стали отставать. Он, не заметив этого, резво побежал прямо в толпу перед входом, а мы прошмыгнули внутрь, к табло. И пожалуйста, вот он, наш поезд, стартующий со второй платформы. Так что в подобной ситуации надо просто проходить внутрь, не слушая никого, в форме они или без.
Поезд подали заранее, мы нашли наши места и уселись. С 10-минутным опозданием тронулись. Кондиционер, хоть и присутствовал, но работал, к удивлению, тихо. Сиденья были мягкие, потертые. Где-то через час начали разносить газеты, а потом и еду — печеньки, масло, джем, пакетик чая и сливок, чашку и маленький термос с кипятком. Помимо этого, еще и рис с овощами в лоточке. Я даже не смогла доесть.
Из окна виднелись домики, поля, трущобы и, конечно же, «утренние серуны», как их назвали на каком-то форуме. Вереница парней, мальчиков и мужчин деловито сидели прямо на соседних пустых путях с кувшинами воды и делали свои дела, не стесняясь ничего и никого. Куда же ходят женщины? Этот вопрос так и остался без ответа.
Около 12 дня мы прибыли в Джайпур. Но все же немного лоханулись, не обошлось без этого. Поезд затормозил на станции с названием «Jaipur», мы на всякий случай уточнили у соседей и вышли, получив утвердительный ответ. Перрон пустой, ни тукеров, ни таксистов, никого вообще. Поезд уполз. Мы в растерянности — как же так? Я читала, что на вокзале здесь проходу не дают таксисты, приготовилась отбиваться, т. к. до нашего геста было 3 минуты ходу. Навигатор показал нам, что мы сдуру вышли на другой станции, не на нашей «Jaipur Junction». Пешком до места было километров 6, так что взяли тука. За 80 рупий он доставил нас к гесту.
Гест находился в тихом месте, среди автомастерских и редких магазинчиков. Возле входа в улочки строилось метро, какофония была страшная, пыль столбом, лязг, броуновское движение людей и транспорта. Побывав после в самом городе, мы поняли, что метро этому месту жизненно необходимо.
В гесте на ресепшн были клетки с птичками и аквариум. Хозяин, ленивый, круглоголовый, до ужаса напоминающий кота-котофеича, воскликнул радостно, увидев мой паспорт: «А! Я вас помню! Я запомнил, когда вы бронировали, потому что у вас такая трудная фамилия». И тут же безуспешно попытался ее произнести. Посоветовав ему не ломать язык, мы поднялись в номер. Вода из горячего крана была похожа на еле теплую — ну что ж, даже получше, чем в Дели. А вот постельное белье явно не первой и даже не второй свежести. Да и Бог с ним, нам тут всего одну ночь спать.
Кое-как сполоснувшись, выдвинулись гулять. Я намеренно не хотела идти в самые разрекламированные места типа Городского дворца, Джантар Мантар, Форта и прочего. Хотелось только в Гальту. Поэтому был найден тукер, согласный свозить нас до Гальты и обратно. Веселый парень, все время смеялся и шутил. Оставил визитку, где он важно именовался «tour organiser» (орфография сохранена).
Читайте далее: