Старый Гоа
Некогда синоним великолепия, с населением в несколько сотен тысяч человек, прежняя столица Гоа — Старый Гоа, был в конце концов покинут после того как, начиная с семнадцатого века, был неоднократно подвержен вспышкам эпидемий малярии и холеры. Сегодня потребуется значительной воображение, чтобы представить себе былую великую столицу. Лабиринт извивающихся улиц, маленькие площади и выкрашенные охрой виллы исчезли, а все что осталось — это десяток необыкновенно грандиозных церквей и монастырей. Получивший от ЮНЕСКО статус Мирового Наследия, Старый Гоа привлекает сегодня иностранных туристов, приезжающих в автобусах с побережья, а также христианских паломников — примерно в равных количествах. В то время как первые приезжают чтобы полюбоваться на гигантские фасады и позолоченные алтари прекрасно сохранившихся церквей, главной целью вторых является гробница Святого Франциска Ксавьера, прославленного миссионера шестнадцатого века, чьи останки заключены в святилище Базилики Бон Иезус (Bon Jesus).
Если вы проживаете на побережье и думаете совершить однодневную экскурсию вглубь страны, посещение Старого Гоа — самый очевидный и доступный вариант. Он находится всего в тридцати минутах пути на автотранспорте от столицы штата, автобусы отправляются туда с Панджимской автобусной станции Кадамба каждые пятнадцать минут; можно также нанять авторикшу или такси. GTDC также включает достопримечательности Старого Гоа в свои автобусные экскурсии, обслуживаемые гидами; более подробную информацию и билеты можно получить в любом отеле или туристическом офисе GTDC.
Арка вице-королей и церковь Святого Кажетана
Приближаясь к северной речной пристани, гости города проходили через Арку Вице-королей (1597), построенную в честь прибытия Васко да Гама в Индию из того самого пористого красного латерита, из которого построены практически все здания Старого Гоа. Над аркой возвышается фигура человека с Библией в руках, попирающего ногами съежившегося “туземца”, а на ее гранитном фасаде, обращенном к реке, установлена статуя самого Васко да Гама. Сегодня трудно вообразить, что когда-то эти обширные поля и незамысловатые улочки с несколькими стойками, где предлагаются прохладительные напитки, были центром оживленного рынка, где торговали шелками и самоцветами, лошадьми и коврами. Единственный сохранившийся памятник, известный под названием Врата Адиль Шаха, относится к португальскому и, возможно, даже мусульманскому периоду. Индуистский по стилю, он состоит всего лишь из перемычки, подпираемой двумя колоннами из черного базальта, к которым прикреплены остатки ветхих створок. Вы найдете его повернув налево у дорожного перекрестка сразу за Аркой Вице-королей.
Пройдя немного вверх по улочке, отходящей от Врат, вы увидите купола Церкви Святого Кажетана (Church of St Cajetan)(1651), архитектура которой копирует собор Святого Петра в Риме; ее построили монахи Театинского (Theatine) ордена, которые веровали в Божественное Провидение; они никогда не искали милосердия, а просто ожидали, когда оно придет само. Церковь действительно может похвастаться коринфским экстерьером, но также можно проследить и некие неевропейские элементы в отделке, такие как, например, изображения ореха кэшью на резной кафедре. Под зданием церкви расположен склеп, где некогда в свинцовых гробах помещались набальзамированные тела португальских губернаторов, до того, как их отправляли домой в Лиссабон. Забытая более чем на тридцать лет, последняя партия (из трех) была изъята только в 1992 г., накануне государственного визита в Гоа президента Португалии Марио Соареса.
Sе (Собор Святой Екатерины)
Португальский вице-король Редондо (1561-64) распорядился построить к юго-западу от Святого Кажетана собор Se, илиСобор Святой Екатерины, который должен был стать “грандиозной церковью, достойной богатства, мощи и славы португальцев, которые господствуют над морями от Атлантического до Тихого”. Сегодня она и впрямь больше любой церкви в самой Португалии, хотя с ее строительством было связано много проблем, не самыми меньшими из которых являлись недостаток фондов и временная потеря независимости Португалией, когда она подпала под испанское господство. На строительство церкви потребовалось восемьдесят лет, а освящена она была только в 1640 г.
Снаружи церковь построена в Тосканском стиле, в одной из сохранившихся башен помещается Золотой Колокол, отлитый в Канколиме (Cuncolim) (южный Гоа) в семнадцатом веке. Во времена Инквизиции его звон возвещал начало ужасных аутодафе, которые устраивались на площади перед церковью, когда подозреваемых еретиков публично подвергали пыткам, а затем сжигали у позорного столба. При реконструкции некоторых частей крыши, которую некогда украшали навесы над карнизами, были повреждено несколько картин внутри. Масштаб и детали коринфского интерьера поразительны; огромные колонны отделяют центральный неф от боковых проходов, не менее пятнадцати алтарей устроены вдоль стен, среди них посвященные Святой Деве Надежды, Боли и Трех Нужд. В алтаре Святой Анны хранятся реликвии Благословенных Мучеников Канколимских, которые потерпели неудачу при выполнении своей миссии обратить Могольского императора Акбара и были убиты мусульманами, а в часовне за перегородкой установлен Чудесный Крест, который находился в гоанской деревне до тех пор, пока на нем не возникло видение Христа. Говорят, что крест этот исцеляет больных, поэтому он помещен в футляр, сбоку которого проделано небольшое отверстие, которое позволяет молящимся дотронуться до него. Поразительно разукрашенный, позолоченный главный алтарь состоит из девяти резных рам и великолепного распятия. На панелях представлены эпизоды из жизни Святой Екатерины Александрийской (умершей в 307 г. нашей эры), в том числе беседа с языческим римским императором Максимом, который пожелал жениться на ней, а также ее последующие телесное наказание и мученичество.
Дворец Архиепископа
К собору Се примыкает Дворец Архиепископа, который был построен точно в то же время что и собор, он уникален как последнее сохранившееся гражданское здание золотой эры колониального Гоа. Несмотря на его обветшалое состояние, крутые скаты крыш и белый фасад все еще служат прекрасным примером солидности и внушительной силы архитектурного стиля, который известен под названием “chа” и был выработан при строительстве военных сооружений эпохи, самым ярким воплощением которого явился крепость-дворец вице-короля (Palacio da Fortaleza), здание это бесследно исчезло. Обращенные к реке своими самыми строгими очертаниями, эти два укрепленных дворца когда-то сурово возвышались над горизонтом, что вполне приличествовало городу, постоянно находящемуся под угрозой нападения.
Фото девятнадцатого века показывают, что сторона здания, обращенная в сторону города, была ранее обнесена низкой стеной, которая окружала сад. Стена давно была разобрана, но два больших входных портика остались нетронутыми. Тот, что справа (если вы стоите лицом к зданию) является оригиналом, боковые стены его украшены красными декоративными фресками — это один из последних из сохранившихся в Гоа образцов живописи этого типа. Во времена португальского расцвета на ступеньках портика стояли бы стражники в голубых ливреях, так же как и во дворце вице-королей и домах большинства идальго.
Дворец официально закрыт для посещений, так что, если вы все же желаете проникнуть внутрь, вам придется застращать или подкупить смотрителя, чтобы вас пропустили.
Церковь Святого Франциска Ассизского и Археологический Музей
К юго-западу от Собора сохранились руины Дворца Инквизиции, который действовал вплоть до 1774 г., а на западе располагается Монастырь Святого Франциска Ассизского, построенный монахами-францисканцами в 1517 г. и реставрированный в середине восемнадцатого века. На сегодняшний день ядром Археологического Музея (ежедневно кроме пят с 10.00 до 17.00; 5 рупий) является галерея портретов португальских вице-королей, написанных местными художниками под руководством итальянцев. В число других экспонатов входят монеты, домашняя христианская деревянная скульптура, а внизу — в крытой галерее — допортугальская индуистская скульптура. Рядом, в Церкви Святого Франциска (1521 г.) можно увидеть чудесные декоративные фрески и картины, написанные на деревянных панно, на которых представлена жизнь Святого Франциска Ассизского.
Базилика Бон Иезус
Расположенная около монастыря Святого Франциска, построенная в 1605 г., церковь Бон Иезус — “Иисуса Доброго” или “Menino Jesus” (Пон—суб с 9.00 до 18.30, воскр с 10.00 до 18.30), известна главным образом благодаря гробнице Святого Франциска Ксавьера. В 1946 г. она стала первой в Индии церкви, возвышенной до статуса маленькой Базилики. На западе трехэтажный фасад эпохи Ренессанса сочетает в себе черты коринфского, дорического, ионического и композитного стилей.
Вход внутрь расположен под хорами, поддерживаемыми колоннами. На северной стене, в центре нефа установлен бронзовый с позолотой кенотаф — Дону Жеронимо Маскаранасу (Dom Jeronimo Mascaranhas), капитану Кочина и благотворителю церкви. Главный алтарь, экстравагантно украшенный золотом, изображает младенца Христа под покровительством Святого Игнатия Лойолы; с каждой стороны его расположены второстепенные алтари Святой Девы Надежды и Святого Михаила. В южном трансепте, богато украшенном изогнутыми позолоченными колоннами и резным цветочным орнаментом, находятся Часовня и Гробница Святого Франциска Ксавьера. Построенные из мрамора и яшмы в 1696 г., они были подарены Козимо III Медичи Великим Герцогом Тосканским; в среднем ярусе помещены панели, на которых подробно изображена жизнь святого. Останки его содержатся в серебряной раке с изукрашенным куполом; в день посвященного ему праздника, 3 декабря, палец святого выставляется напоказ его почитателям.
Святой Холм
Ряд других важных религиозных зданий, от некоторых из них сохранились лишь руины, располагается напротив церкви Бон Иезуса на Святом Холме.Монастырь Святой Моники, воздвигнутый в 1627 г., разрушенный пожаром в 1636 г. и заново отстроенный на следующий год, являлся единственным гоанским монастырем того времени и самым большим в Азии. В нем жили около сотни монахинь Святой Моники, он также предоставлял жилье женщинам, чьи мужья были отозваны в другие части империи. С юга к монастырю примыкает церковь. Поскольку монахини не должны были появляться на глазах у публики, при посещении мессы они стояли на хорах и смотрели вниз на прихожан.
Внутри над фигурой Святой Моники в алтаре возвышается Чудесный Крест. В 1636 г. сообщили, что Христос открыл глаза, пошевелился, как будто желая заговорить, а из ран, нанесенных его терновым венцом, потекла кровь. Последняя Дочь Святой Моники скончалась в 1885 г., а с 1964 г. здание монастыря занимает Институт для монахинь Матери Божией (Mater Dei).
По соседству расположился Монастырь Святого Иоанна Господня, построенный в 1685 г. Орденом Госпитальеров Святого Иоанна Господня, чтобы ухаживать за больными, он был заново отстроен в 1953 г. На вершине холма стоит Часовня Девы Марии Розовых кустов, построенная в 1526 г. в мануэлинском стиле (названном так по имени португальского короля Мануэля I, 1495—1521 гг.), в ней собрана Ионическая гипсовая скульптура, имеются двухэтажный портик, цилиндрические башенки и большая башня, с террасы которой открываются прекрасные виды через реку и с которой Альбукерк обозревал решающую битву в 1510 г. Интерьер церкви в форме креста ничем не примечателен, кроме мраморной гробницы Катарины а Пиро (Catarina a Piro), о которой говорят, что она была первой европейской женщиной, ступившей на землю колонии. Женщина незнатного происхождения, она укрылась здесь, чтобы избежать скандала, вызванного ее любовными похождениями с португальским дворянином Гарсиа де Са, который позднее возвысился до поста губернатора Гоа. Под нажимом самого Франциска Ксавье, Гарсиа в конце концов женился на ней, но только in articulo mortis, так как она находилась на смертном одре. На ее гробу, украшенном чудесной резьбой, установленном в стене возле высокого алтаря, видна полоса сложного орнамента в гуджаратском стиле, вероятно привезенного с португальского торгового поста в Диу.
Читайте далее: