Меню Закрыть

Джайпур индия

Джайпур

Джайпур индия

Яркая витрина раджастанской архитектуры, Розовый Город ДЖАЙПУР, расположенный всего в 300 км на юго-запад от Дели и в 200 км на запад от Агры, давно утвердился на туристических маршрутах как третий угол “Золотого Треугольника” Индии. Хотя ярлык “Розовый Город” относится конкретно к старому обнесенному стеной кварталу, который находится на северо-востоке города, многочисленные дворцы восемнадцатого и девятнадцатого веков разбросаны по всей территории столицы штата. Эти дворцы, а также оранжево-розовые фасады нарядно украшенных местных городских зданий, образуют подходящий экзотический фон для водоворота типично раджастанской жизни на улицах под ними. Большие хранилища традиционных ремесленных изделий, хорошо организованные базары старого города, входят в число самых оживленных в Азии, они славятся прежде всего своими вручную окрашенными и вышитыми тканями, ювелирными изделиями и лучшей в Индии коллекцией драгоценных камней и металлов. Однако, несмотря на всю красочность города, местное прегруженное уличное движение в сочетании с агрессией слишком уж рьяных торговцев и зазывал, обычно ослабляет привлекательность города и не способствует длительному в нем пребыванию.

Расположенный на месте давно уже высохшего озера, Джайпур раскинулся на севере, востоке и западе до холмов, которые на севере венчает издалека заметный Форт Навалгарх (Nawalgarh), а на юге его окружают открытые равнины, тянущиеся по направлению к Бунди. В Розовом Городе находятся основные туристические достопримечательности — Дворец Ветров, илиХава Махал, Городской Дворец Джай Сингха и Обсерватория Джантар Мантар — а Сад Рам Нивас, зоопарк и Альберт Холл (Центральный Музей) находятся немного к югу от стен, до них легко можно дойти пешком от ворот старого города. На широких и сильно разнесенных улицах в более новых районах за пределами стен, располагаются промышленные предприятия и деловые учреждения, которые лежат в основе экономики современного города, а также большинство Джайпурских гостиниц. Улица Mirza Ismail (MI) Road является главной магистралью, проходящей с запада на восток (к югу от старого города), на которой вы найдете почту GPO, отели и рестораны, а также несколько крупных бутиков и ювелирных магазинов.

Если вы окажетесь где-нибудь неподалеку от Джайпура в марте, не пропустите Праздник Слонов, один из наиболее ярких в Индии парадов, отмечаемый со всей ралджпутской помпой во время Холи (март).

Исторические факты

Джайпур является одним из наиболее молодых городов Раджастана, основанным в 1727 г. В 1700 г. На трон Кучвахских Раджпутов в Аджмере в нежном возрасте тринадцати лет взошел Джай Сингх II, унаследовав территорию, которая включала Шекхавати на севере, простиралась на восток до границ королевства Джатов в Байяне (Bayana), на юге — до Алигарха (Aligarh), а на западе до Кишангарха (Kishangarh) и границ Мевара (Удайпура) и Марвара (Джодхпура). Хотя Кучвахские Раджпуты первыми вступили в союз с моголами в 1561 г., чем навлекли на себя презрение других Раджпутских кланов, свободный ход торговли, развитие искусства и мысли при их любезных сюзеренах к этому времени обеспечили им значительное процветание. Острый ум Джай Сингха произвел сильное впечатление на моголского императора Аурангзеба, который наградил его титулом “Савай” (один с четвертью), что подразумевало его великий потенциал. Джай Сингх доказал свою исключительность преуспеванием в битве, политике и учении, вскоре выказав склонность к астрономии и и необыкновенную страсть к симметрии.

Когда Джай Сингх решил перенести свою столицу на юг из тесной гористой области Амбера (Amber), он сам нарисовал планы нового города Джайпура, назвав его своим именем, в соответствии с древним индуистским трактатом Vastu Sashtra, формальным сочинением по архитектуре, написанным вскоре после компилляций Vedas. С помощью прекрасного бенгальского архитектора Видиадхара Чакравати (Vidyadhar Chakravati) он построил город меньше чем за восемь лет. Городской Дворец также спроектировал он сам, как и Джантар Мантар — самую большую в мире обсерваторию, построенную из камня.

После плодотворного 43-летнего правления Джай Сингха началась неизбежная борьба за власть между его отпрысками, которых он произвел на свет со своими 28 женами и четырьмя наложницами, и в государство пришла смута. Значительной частью его территории завладели маратхи и Джаты, и британцы тоже быстро воспользовались Раджпутскими внутренними распрями и урвали для себя власть в процессе образования союзов с Раджпутами, стремясь избежать неудобных конфликтов. Правители Джайпура остались верны британцам во время кровавых восстаний 1857 г., когда другие поднялись на борьбу с оружием в руках. После Независимости Джайпур слился с государствами Биканер, Джодхпур и Джайсалмер; в 1956 г. он стал столицей Раджастана.

Сегодня, с населением около двух миллионов, этот самый развитый коммерческий и деловой центр штата процветает как всегда. Растущее изобилие, однако, принесло с собой и увеличение проблем, связанных с окружающей средой, в том числе угрожающее загрязнение атмосферы. Недавно муниципалитет принял радикальные меры и запретил использование трехколесного транспорта, но это оказало мало влияния на качество воздуха, которое ухудшается из-за атмосферных выбросов в двух больших промышленных областях на окраинах города. Качество воды также плохое из-за отсутствия адекватной системы обработки сточных вод и вседствие того факта, что около трети городского населения живут в трущобах, где нет туалетов. В результате происходит быстрый рост инфекционных заболеваний, особенно гепатита (который является здесь настоящей проблемой в начале жаркого сезона в марте и апреле) и малярии (в семьдесяти процентах случаев, о которых было заявлено в одной больнице в 1997 г., возбудителем оказался смертельно опасный штамм Falciparum).

Самые известные памятники Джайпура — Хава Махал и Обсерватория Джантар Мантар — оба расположены на территории Городского Дворцового Комплекса в сердце Розового Города. Для любого, кто знаком с индийскими городами, его решетчатый план может оказаться сюрпризом. Вместо путаницы узеньких извивающихся аллей, широкие улицы квартала восемнадцатого века абсолютно прямые и пересекаются под прямыми углами, в соответствии с древней индуистской архитектурной наукой Vastu Shastras. Однако, самая поразительная черта города — его розовый цвет — не являлась частью оригиналььно плана Джай Сингха. Хотя многие думают, что розовый оттенок так же стар, как и сами здания, на самом деле первоначально они были бледно-желтые. Розовый традиционно является цветом гостеприимства в Раджастане, но окраска зданий, в настоящее время регулярно обновляемая, стала обязательной с того времени, когда в 1856 г. на город наводили блеск в подготовке к визиту из Англии принца Альберта.

Еще одно наведение порядка предшествовало в 2000 г. визиту президента США. Главный Министр Раджастана приказал, чтобы колоннады на тротуарах вдоль главных городских улиц были очищены от уличных торговцев, чайных лотков и нищих. Никто не верил, что он говорил серьезно, пока не были направлены бульдозеры, чтобы обеспечить выполнение приказа, и Розовый Город с тех пор стал намного красивее (и розовее), а на фасадах магазинов появились вывески с черными, установленного образца надписями на хинди на белом фоне. Кроме того, пару улиц (в частности, Bapu Bazaar) даже навсегда закрыли для транспорта — что было неслыханно для Индии.

В соответствии с предписаниями Шастр, в каждом квартале Розового Города располагается определенный центр деятельности или коммерции. На территории Сурадж Поул Базара (Suraj Pole Bazaar) в юго-восточном углу размещаются слоны и их владельцы; Неру Базар (закрыт по вт) и Бапу Базар(закрыт по воскр) являются центрами торговли тканями, духами и туфлями из верблюжьей кожи местного образца; в магазинах на Триполия Базаре и Чаура Расте продают ткани и предметы обихода. Чтобы получить больше информации о магазинах Джайпура.

Хава Махал

Самая знаменитая достопримечательность Джайпура — конусообразный Хава Махал, или “Дворец Ветров” (ежедневно с 9.00 до 16.30; 2 рупии, фотосъемка — 50 рупий, видеосъемка — 100 рупий), стоит к западу от Городского Дворца, распространяя апесльсиново-розовое сияние в лучах восходящего солнца (фотографировать лучше всего с 8.00 до 9.00 утра). Он был построен в 1799 г. для того, чтобы позволить придворным женщинам наблюдать уличные процессии, оставаясь при этом в строгом затворничестве; благодаря его пятиэтажному фасаду, украшенному не менее, чем 593 оканами и балконами с красивыми перегородками, здание кажется больше, чем есть на самом деле; в действительности, в большинстве мест оно едва ли шире всего лишь одной комнаты.

Хотя основным источником привлекательности Хава Махал, несомненно, является фантастический, похожий на соты бело-розовый фасад, посетители могут войти внутрь (вход сзади), чтобы увидеть, где точно сидели женщины, и поближе рассмотреть тонкую резьбу по камню.

Городской Дворец

Величественный Городской Дворец (ежедневно с 9.30 до 16.45; 110 рупий, включая фото- и видеосъемку), открытый для публики в качестве Музея Савай Ман Сингх, стоит за высокой стеной в центре города, посреди прекрасных садов и внутренних дворов. Часть дворца по-прежнему занимает княжеская семья, члены которой принимают участие в процессиях, по официальным случаям проходящим через огромные Ворота Триполия в центре южной стены. Менее высокие посетители должны входить через Ворота Атиш слева от главных ворот, или Ворота Наккар на западе.

Дворец был задуман и построен Джай Сингхом, но многие апартаменты и залы были добавлены его преемниками. Экспонаты музея и интерьер нисколько не утратили своей пышности и великолепия. Каждая дверь и ворота богато украшены, каждая люстра цела и каждый зал охраняют слуги в тюрбанах, облаченные в полные королевские ливреи, так что Джайпурский дворец поражает посетителя преемственностью живого княжеского присутствия.

Нарядные ворота в юго-западном углу комплекса ведут в первый внутренний двор, в центре которого стоит массивный мраморный Мубарак Махал. В этом элегантном дворце, построенном в 1890 г., размещается текстильная секция музея, сокровища которой включают старинные шали pashmina из Кашмира, тронные ковры и розовый подбитый камзол, который носил Мадхо Сингх I (один из сыновей Джай Сингха), который был двухметрового роста. Представлены также богато украшенные ритуальные предметы и музыкальные инструменты, которые некогда развлекали правителей, но подлинной достопримечательностью является черный, отделанный богатой позолотой наряд Дивали бывшей махарани, украшенный замысловатыми аппликациями gota. На втором этаже здания рядом с Мубарак Махалом помещается княжеский арсенал с грозной и впечатляющей выставкой оружия, расположенный внутри бывшего гарема с изящными картинами на стенах и зеркалами, мерцающими на потолках.

Когда вы входите во второй внутренний двор, перед вами встает приподнятый Диван-и-Кхас, Зал Частных Аудиенций, построенный из песчаника и мрамора. В этом открытом по бокам зале с крышей, покоящейся на мраморных колоннах, находятся две серебряные урны, или gangajalis, упомянутые в Книге Рекордов Гиннеса как самые большие в мире серебряные ремесленные изделия, каждая из них более 1,5 м высотой и вмещает 8182 литров. Когда в 1901 г. Мадхо Сингх II отправился в Англию, чтобы посетить коронацию короля Эдуарда VII, он настолько был предубежден против воды на западе, что приказал наполнить эти урны водой из Ганги и взял их с собой.

В центре комплекса, с балконами и окнами по всему его семиэтажному фасаду, стоит Чандра Махал — резиденция княжеской семьи. Лучше всего его можно рассмотреть из Притам Нивас Чоук, известного под названием Павлиний Двор, расположенного к западу от Диван-и-Кхас. На фоне стен цвета охры вокруг этого двора резко выделяются ослепительными цветами четверо ворот, украшенных изображениями павлинов.

Последняя и самая большая секция музея находится в Диван-и-Ам, бывшем Зале Общественных Аудиенций, высокие потолки которого поддерживают нарядные колонны. Стены, замысловато расписанные в темно-красных и золотых тонах, представляют собой идеальный фон для огромных средневековых афганских и персидских ковров. В стеклянных витринах выставлны миниатюры моголской и джайпурской школ, а также переводы Джай Сингха на арабский и санскрит астрономических трактатов древних ученых, таких как Эвклид и Птолемей.

Джантар Мантар

Невероятные кирпичные изгибы, скосы, окружности и колонны астрономической обсерватории Джай Сингха (ежедневно с 9.00 до 16.30; 2 рупии, бесплатно по понедельникам, фотосъемка — 50 рупий, видеосъемка — 100 рупий), покрытые желтым как шербет гипсом, прочно вросли в землю в южном внутреннем дворе дворцового комплеса. Всего между 1728 и 34 гг. Джай Сингх установил восемнадцать приборов; некоторые из них треугольные, некоторые выполнены в виде окружности или полукруга, и все они очень большие. Хотя на махараджу оказали влияние работы иностранных астрологов, а также советы его учителей — одним из которых была его мать — многие устройства он изобрел сам.

Лучше заплатить (30 — 50 рупий) за услуги гида, чтобы тот объяснил как работает обсерватория. Приборы построены таким образом, что тени падают на обозначенные поверхности, определяя положение и движение звезд и планет, сообщая время и даже предсказывая интенсивность муссона. Рассчитанное время уникально для Джайпура, будучи от десяти до сорока одной минуты (в зависимости от времени года) позднее стандартного индийского времени, но оно используется для расчета индуистского (лунного) календаря. Возможно, самым впечатляющим сооружением Джай Сингха являются солнечные часы — Самрат Янтра. Их центральная наклонная часть, или gnomon, достигает высоты 27 м, отбрасывая тени на изогнутые каменные поверхности, которые градуированы по часам. Каждый час разделен на тридцать частей, так что время исчислялось с точностью до двух минут.

Более оригинальное приспособление — Джайпракаш Янтра — состоит из двух полусфер, положенных на землю, каждая из которых включает шесть изгибающихся мраморных плит с подвешенным в центре кольцом, тень которого отмечает день, время и знак зодиака. Это устройство предоставляет жизненно важную информцию для расчета благоприятного дня для свадьбы; когда неблагоприятные планеты занимают влиятельные положения, например между августом и октябрем, свадеб всегда избегали.

Общественный Сад Рам Нивас

К югу от Розового Города, на дороге, ведущей от Новых Ворот, расположены 36 акров зеленого пышного парка, названного Общественный Сад Рам Ниваспо имени спланировавшего его Рам Сингха, который правил Джайпуром в 1835 — 80 гг. Сад представляет собой всего лишь малую часть успешных усилий Рам Сингха, направленных на улучшение общественных служб, и первоначально покрывал 76 акров.

Кроме того, что сад обеспечивает зеленое пространство для граждан, в настоящее время в нем размещается ряд учреждений, наиболее выдающимся из которых является Альберт Холл, где находится Центральный Музей (ежедневно кроме пятницы с 9.30 до 16.30; 5 рупий, по понедельникам вход бесплатный), спроектированный британским архитектором сэром Сэмюэлем Джакобом (Sir Samuel Jacob). Это замечательное величественное сооружение, построенное за несколько лет начиная с 1867 г., в значительной мере основывалось на современных британских образцах, но сводчатые веранды и увенчанные куполами павильоны на крыше указывают на моголское происхождение строивших его мастеровых. Экспонаты внутри, которые включают живописные миниатюры, одежду и декоративные деревянные шкатулки, не столь вдохновляющи, как само здание. В саду также находится мрачный и неинтересныйзоопарк (ежедневно кроме вторника: летом с 8.00 до 18.00; зимой с 8.00 до 17.30), в котором имеется птичник, а также маленькая ферма по разведению крокодилов.

К югу от них, у Jawaharlal Nehru Road, находится Музей Индологии (ежедневно с 10.00 до 17.00; 40 рупий, включая стоимость экскурсии с гидом), в котором хранится выдающаяся коллекция разнообразных редкостей, собранных писателем и художником Ачария Виакулом (Acharya Vyakul), в том числе карта Индии, нарисованная на рисовом зернышке, письма, написанные на волоске, стеклянная кровать, большая коллекция тантрического искусства, а также галерея современной живописи.

Навалгарх

На краю холмов в 3 км на северо-восток от Джайпура расположен Навалгарх, или “Тигриный Форт” (с 10.00 до 16.30; 4 рупии), который построил в 1734 г. Джай Сингх II для своих жен, махарани. Его уникальный дизайн — правильный, с повторяющимися элементами, контрастирует с другими княжескими покоями Джайпура, а от здешних видов захватывает дух.

Все апартаменты княгинь идентичны и расположены вокруг центрального внутреннего двора в идеальной симметрии, к каждому примыкает комната для личной прислуги. Рам Сингх, который в 1868 г. построил еще апартаменты на верхнем этаже, продолжил традицию использования правильного дизайна, начатую Джай Сингхом, все новые комнаты так же идентичны. В них сохранились следы росписи и несколько поврежденные оконные витражи.

До форта, расположенного вдоль по дороге, ответвляющейся от Amber Road, в девяти километрах пути от Джайпура, можно добраться на любом виде транспорта. Однако, если вы достаточно энергичны, сюда можно дойти пешком по двухкилометровой пешей тропе, которая начинается на северо-западе от Городского Дворца. В кафе возле форта с очень умеренными ценами подают обеды и закуски.

Если вы хотите остановиться в каком-нибудь необычном месте, в старых зданиях рядом с фортом сдается в аренду одна простая двухместная комната , откуда открываются живописные виды.

Гальта

Приютившаяся в долине с крутыми склонами в 3 км от Джайпура Гальта (Galta) представляет собой собрание 250-летних храмов, сгруппированных вокруг священного водоема. Сюда можно добраться либо по дороге, которая извивается среди холмов на 10 км, либо пройти 45 минут от города, отправившись отСурадж Поул и круто поднявшись вверх к храму Сурии на гребне холма. Отсюда мощеная булыжником дорожка спускается зигзагами к главному храмовому комплексу на дне долины.

Гальта обязана своим священным статусом главным образом налинию источника родниковой воды, он постоянно сочится сквозь скалы в долине, которая иначе была бы сухой, наполняя два водоема свежей водой, к большой радости обезьяньих стай (ассоциируемых с богом обезьян Хануманом). Люди купаются в верхнем водоеме, а обезьяны скачут и плещутся в нижнем.

Сами храмы причудливо и ярко окрашены. На фризах вокруг верхней части павильонов, обращенных к обезьяньему водоему, изображены сцены из религиозных празднеств и важные события.

Следуйте по мощеной дорожке позади храмов минут десять, и вы увидите знак Центра Дхамматхали Випассана (Dhammathali Vipassana), одного из пятидесяти центров, созданных по всему миру для распространения практики медитации Випассана.

За Центром Випассана, дорога проходит мимо Сисодия Рани-ка-Багха (Sisodia Rani-ka-Bagh) (ежедневно с 8.00 до 18.00; 2 рупии), расположенного в 8 км на восток от Джайпура. Этот благоустроенный сад с фонтанами, крашенными павильонами и все еще действующими храмами, является частью дворцового комплеса, построенного в восемнадцатом веке Джай Сингхом II для Удайпурской княжны, на которой он женился, чтобы обеспечить хорошие взаимоотношеня с соседними Сисодия Раджпутами.

Читайте далее: