Меню Закрыть

Индия. Индийская серия картин

Индия. Индийская серия картин

В 1874 г. В. В. Верещагин первым из русских художников отправился в Индию. В двухлетнем путешествии его сопровождала жена Елизавета Кондратьевна, урожденная Элизабет Мари Фишер. Маршрут проходил через Москву, Киев, Одессу и далее по морю через Константинополь (ныне Стамбул), Александрию, Суэц. Выехав из Петербурга 31 марта, во второй половине апреля супруги были уже в Бомбее (ныне Мумбаи). В Индии В. В. Верещагин получил извещение о присвоении ему советом Петербургской Академии художеств звания «профессора по живописи». От звания художник отказался, «считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Заявление В. В. Верещагина в форме письма в редакцию было опубликовано в газете «Голос» 11 сентября 1874 г.

Верещагины посетили Мадрас (ныне Ченнаи), побывали в древних храмах Эллоры и Аджанты, в Удайпуре, Аджмере, Джайпуре, Агре, Фатехпур Сикри, Дели, Аллахабаде (ныне Праяградж), Баникпоре, Дарджилинге; на границе с Тибетом – в Кашмире и Ладаке; в горном княжестве Сикким осмотрели несколько монастырей. Художник писал картины, основываясь исключительно на личных впечатлениях, поэтому пришлось предпринять ряд трудных путешествий. Поднимаясь на гору Канчингу (ныне Канченджанга), В. В. Верещагин чуть не замерз, а Елизавета Кондратьевна, поскользнувшись на льду, едва не упала с лошади. В Гималаях чета Верещагиных провела три месяца. Елизавета Кондратьевна записала в дневнике, который вела дорогой: «Холод становился все сильнее и сильнее, и я удивляюсь, как в таком ужасном положении Верещагин мог еще любоваться изменениями тонов в проносившихся над нами облаках. «В другой раз, – говорил он, – мне надо прийти сюда со свежими силами, чтобы хорошенько изучить эту перемену тонов, встречающуюся только на таких высотах».

Индия. Индийская серия картин

В Индии художник написал более 150 этюдов. В их числе «Священник-парс», «Кутч-Банья», «Кули», «Баниан», «Жители Западного Тибета», «Горный ручей в Кашмире», «Ночь на реке в Кашмире», «Вечер на озере» и другие. Он запечатлел многие архитектурные памятники: Жемчужную мечеть, мавзолей Тадж-Махал в Агре, тронный зал Великих Моголов, горные монастыри в Гималаях и другие.

В марте 1876 года В. В. Верещагин с женой покинули Индию. Работать над серией индийских картин художник планировал во Франции. Еще находясь в Индии, он договорился о покупке земельного участка и постройке мастерской в предместье Парижа Мезон-Лаффит. Но его доверенное лицо, некий Лорч, оказался мошенником, и строительство затянулось. Наконец, когда все-таки мастерская была готова, В. В. Верещагин приступил к созданию «Индийской поэмы», как он называл будущую серию. Художник написал несколько полотен: «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году», «Великий Могол, молящийся в мечети, в Дели» и «Гималайские вершины». Однако работа была прервана: началась Русско-турецкая война, и В. В. Верещагин отправился на Балканы. Впоследствии художник не раз возвращался к индийской теме; им были написаны картины «Всадник-воин в Джайпуре», «Тадж на закате солнца со стороны входа» и другие.

В 1882–1883 гг. В. В. Верещагин совершил вторую поездку в Индию. Он побывал в Бомбее, Агре, Дарджилинге, в предгорьях Гималаев. Главным итогом этого путешествия стала картина «Подавление индийского восстания англичанами» (известна также под названием «Взрывание из пушек в Британской Индии»). Она относится к циклу «Трилогия казней», в которую вошли еще две картины: «Распятие на кресте у римлян» и «Казнь заговорщиков через повешение в России».

Верещагин, Василий Васильевич. (1842–1904). Воспоминания. Повести. Очерки / [сост., вступ. ст. и примеч.: В. А. Кошелева, А. В. Чернова]. – Москва : Советская Россия, 1990.

Верещагины. «России славу умножая. » : альбом / авт.-сост. О. П. Починюк ; науч. конс. Л. Х. Маликова [и др.] ; лит. ред. Е. Б. Береславская. – Санкт-Петербург : Северославянское бюро рекламы, 2008.

Демин, Лев Михайлович. С мольбертом по земному шару : мир глазами В. В. Верещагина. – Москва : Мысль, 1991.

Железняк, Владимир Степанович. Художник Верещагин (1842–1904). – [2-е изд., перераб.]. – Вологда : Северо-Западное книжное издательство, 1967.

Кудря, Аркадий Иванович. Верещагин. – М. : Молодая гвардия, 2010. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. ; вып. 1402 (1202).

Лебедев, А. К. Верещагин. Жизнь и творчество : 1842–1904. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Искусство, 1972.

Стасов, Владимир Васильевич. Избранные сочинения : в 3 т. : живопись, скульптура, музыка. – М. : Искусство, 1952

«В Индии Верещагин сделал еще новые шаги вперед. Как ни высоко было его искусство уже раньше, во время писания туркестанских этюдов и картин, а теперь он шагнул еще вперед. Кисть его приобрела еще новую силу, теплоту краски, стала способна передавать такое, солнце, перед которым меркнет даже солнце туркестанских лучших его вещей. Горы, луга, долины и вода, прежде не всегда ему удававшиеся, мечети и хижины, индийские храмы, мраморные и деревянные, жрецы в костюмах и масках богов, молитвенные машины буддистов, мраморные набережные и императорские гробницы, мрачные подземные гроты и веселые смеющиеся ручьи, снеговые вершины в розовых отблесках солнца, ночь в ущелье, утро до восхода солнца над озером, факиры и женщины-священники, людоеды и жены о множестве мужей, между собою родных и братьев, великолепные всадники-телохранители, девушки и дети, старики и крепкие взрослые мужчины со знаком касты на лбу, лошади и яки — все это вместе образовало такую чудную, небывалую галерею, написанную с высочайшею виртуозностью, какой не существует нигде более в Европе. Это сказала потом сама Европа».

В. В. Стасов

«Ничто не может сравняться с великолепной передачей природы и людей, какая присутствует здесь на каждом холсте; кажется, еще никогда свет и блеск солнечных лучей в Индии , вся роскошь индийской гениальной архитектуры и вся живописность и своеобразность тамошних типов людских не были передаваемы с таким талантом и горячностью».

В. В. Стасов

Галерея

Белая лошадь. Этюд.

Белая лошадь. Этюд.

1883 г., холст, масло, 28,5 x 36
Рыбинский государственный музей-заповедник

Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким.

Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким.

1875 г., холст, дублированный на холст, масло, 41,7 x 28,4; (основа); 39,2 х 26,6 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея

Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким.

Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким.

1874 г., холст, масло, 38 x 40,7; в раме: 65,5 x 78,5
Государственная Третьяковская галерея

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур).

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур).

1874 г., холст, масло, 28,4 x 40,6; в раме: 61 x 74 x 10
Государственная Третьяковская галерея

Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели.

Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели.

1875 г., холст, масло, 36,5 x 28,6; в раме: 71 х 62,5
Государственная Третьяковская галерея

Гималаи вечером.

1875 г., холст, масло, 39,9 x 28,2; (основа); 37,7 х 26,3 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея

Гималаи. Главная вершина. Этюд.

Гималаи. Главная вершина. Этюд.

1875 г., холст, масло, 20 х 28,7
Томский областной художественный музей

Гробница султана Ильтутмыша в старом Дели.

Гробница султана Ильтутмыша в старом Дели.

1875 г., холст, масло, 28,6 x 40,9; в раме: 54,6 x 66,7
Государственная Третьяковская галерея

Дворик в гареме дворца Фатехпур-Сикри.

Дворик в гареме дворца Фатехпур-Сикри.

Этюд из путешествия в Индию в 1874–1876 гг., холст, масло,38 х 45
Ивановский областной художественный музей

Жители западного Тибета.

Жители западного Тибета.

1875 г., холст, наклеенный на холст, масло, 28 x 18,6; 36 х 27,4 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея

Индус.

1872 г., холст, масло, 29 х 19
Художественный музей имени Махарбека Туганова

Ледник по дороге из Кашмира в Ладак.

Ледник по дороге из Кашмира в Ладак.

1875 г., холст, дублированный на холст, масло, 42 x 28,6; 38,3 х 26,6 – авторский холст
Государственная Третьяковская галерея

Монастырь Хемис в Ладаке.

Монастырь Хемис в Ладаке.

1875 г., холст, дублированный на холст, масло, 28,7 x 41; 26,7 х 39 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея

Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре.

Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре.

1874–1876 гг., холст, масло, 31,7 x 45; в раме: 63,7 x 76,5 x 9; (основа); 31 х 43,5 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея

Озеро.

1874–1876 гг., холст, масло, 25 х 30 см
Переславский музей-заповедник

Повозка богатых людей в Дели.

Повозка богатых людей в Дели.

1875 г., холст, масло, 28,5 x 41,1; в раме: 64,5 x 77 x 14,5 (дублировочный холст); 26,6 х 39,7 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея

Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре.

Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре.

1874 г., холст, масло, 28,8 x 40,8; в раме: 66 x 78,5 x 11; (основа); 27 х 38,5 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея

Тибетский лама.

1874–1876 гг., дерево, масло
Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск)

Тронный зал Великих Моголов Шах-Джахана и Аурангзеба в форте Дели.

Тронный зал Великих Моголов Шах-Джахана и Аурангзеба в форте Дели.

1875 г., холст, масло, 39 x 45,5
Государственная Третьяковская галерея

Факир Бомбейской провинции.

Факир Бомбейской провинции.

1874 – 1876 гг., дерево, масло, 24 x 18,6
Государственная Третьяковская галерея

Храм бога войны.

Храм бога войны.

1874–1876 гг., холст, масло, 29 х 22
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Яки. Караван в Ладаке.

1875 г., холст, масло, 22 х 27,5
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Читайте далее: