Меню Закрыть

Въезд принца уэльского в джайпур

LiveInternetLiveInternet

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам.

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap.

Скумбрия под шубой( необычный вариант Селёдки под шубой) Скумбрия под шубой( необыч.

Фотохостинги в Интернете Всем здравствуйте. Давайте посмотрим, какие есть в Интернете .

Поиск по дневнику

Друзья

Друзья онлайн Ramata Басёна Чтобы_помнили lUKSVUS

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 139236

В. В. Верещагин. Индийская серия

Понедельник, 05 Апреля 2021 г. 12:00 + в цитатник

Въезд принца уэльского в джайпур

Bo4kaMeda

01. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре. 1874—1876
Холст, масло
31,7 x 45
Государственная Третьяковская галерея, Зал 27

«Еще памятно, как двадцать лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашиваюшее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, — эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки»
Бенуа А. Н.

В апреле 1874 года Верещагин уехал на два года в Индию. Художник тщательно готовился к поездке, изучая в Публичной библиотеке литературу об этой далекой стране, о ее природе, обычаях и законах, штудируя атласы по географии и составляя маршрут. Он останавливался в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи и в горное княжество Сикким, посещал древние храмы Эллоры и Аджанты, углублялся в пограничные с Тибетом области — Кашмир и Ладак.

Путешествие это едва не стоило Верещагину жизни: он чуть не замерз, покинутый проводниками, на высоте 14 000 футов, но даже в этот бедственный момент его, опухшего от мороза, измученного страшными головными болями, не оставляет жгучее желание наблюдать и фиксировать открывающиеся ему поразительные красочные гармонии. «Другой раз надобно придти сюда со свежими силами и сделать этюды всех этих эффектов, их увидишь только на таких высотах. — читаем в путевых очерках. — Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом».

Въезд принца уэльского в джайпур

02. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Буддийский храм а Дарджилинге. Сикким. 1874
Холст, масло
38 x 40
Государственная Третьяковская галерея Зал 27

Верещагин взял с собой в трудное путешествие супругу Элизабет Марию Фишер-Рид (в России ее называли Мария Кондратьевна), молодую хрупкую женщину, которая перенесла с ним опасные восхождения, находясь под пристальным интересом местных жителей, зачастую впервые видевших европейскую женщину. Позже она напишет очерки об этом экстремальном походе*. Из ее дневниковых рассказов мы узнаем, что художник подвергался нападению диких животных, тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел тяжелой формой тропической малярии. Казалось, что он никогда не расставался с кистью и красками, с азартом и порой с одержимостью работал в любое время суток, забывая о сне и отдыхе, о мучивших его головных болях. Английские колониальные власти считали его русским шпионом и относились к нему в высшей степени подозрительно.

Въезд принца уэльского в джайпур

03. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
В Индии. Снега Гималаев. 1874—1876
Холст, масло
186 x 319
Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

Но ничто не могло остановить Верещагина! Он был покорен древней историей и самобытной культурой Индии, работал с большим вдохновением и привез из поездки около ста пятидесяти этюдов. Это живописные работы небольшого размера воспринимаются как драгоценные изделия, где сияет каждый мазок красочного слоя, наполненный ярким светом. Художник намеревался объединить все этюды в так называемую «малую поэму», которая могла отобразить многовековой уклад, традиции, верования, культуру индийской жизни, а также пейзажи и национальные типы. Эта серия картин пополнялась быстро, благодаря изобилию экзотических персонажей — факиров, бхилов, парсов-огнепоклонников, буддийских лам. Верещагин создал десятки портретов местных жителей. Он никогда не задавался целью создать психологический образ портретируемого; его больше волновала фактурная и необычная внешность, уникальные и неповторимые черты. Поскольку каста определяла всю судьбу индуса, а названия многих каст часто совпадали с названиями профессий и родов занятий, художник не подписывал портреты именами изображенных лиц («Бания (торговец). Бомбей», «Кутч-Баниан — одна из сект. Бомбей», обе — 1874–1876).

Въезд принца уэльского в джайпур

04. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Факиры. 1874—1876
Дерево, масло
24,2 x 18,7
Государственная Третьяковская галерея

05. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Два факира. 1874-1876
24 х 18.5
дерево, масло
Третьяковская галерея, Зал 27

Въезд принца уэльского в джайпур

Художник изображал древние архитектурные памятники: старинные мечети, буддийские храмы, наскальные монастыри, открытые аркады на набережных и каменные гробницы. Плотный синий цвет неба с оттенком фиолетового контрастирует с величественными беломраморными стенами индийской архитектуры. Верещагины с интересом посещали древние монастыри, расположенные в высокогорных, труднодоступных для паломников и посетителей местах или пещерах. Многовековой уклад общинной жизни каждого монастыря, в зависимости от принадлежности к определенной религии (буддийской, индуистской или джайнистской) имел свои особенности, что накладывало отпечаток и на традиционный стиль их в архитектуре. Художник запечатлел непривычные для европейца трапециевидные формы силуэты низких храмов монастыря Ташидинг («Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким», 1875); выкрашенные белой и красной краской храмы с соломенными крышами Дарджилинга («Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким», 1874), многоярусные с длинными деревянными балконами храмы Ладака («Монастырь Хемис в Ладаке», 1875).

Въезд принца уэльского в джайпур

06. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Горы близ монастыря Тассидинг (посмертные памятники в горах). г. Сикким. 1875

Во время пребывания в княжестве Сикким Верещагины получили официальное приглашение в монастырь Пемиончи на праздник, в честь прославления буддийской веры, проходивший в виде обрядовой церемонии мистерии Цам. В ритуальном действии, включавшем танец и пантомиму, участвовали монахи и миряне, переодетые в яркие костюмы из китайского шелка, чьи лица скрывались за масками различных животных. На одном из этюдов изображен лама, позирующий художнику в маске мифической птицы Гаруды («Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким», 1875).

Въезд принца уэльского в джайпур

07. 1875 Верещагин В. В. «Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким.»
Картина написана в 1875 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Путешествуя по огромной стране и постоянно работая на пленэре, художник, безусловно, не мог остаться равнодушным к шедевру зодчества — мавзолею Тадж-Махал в Агре. Этот «памятник бессмертной любви», «жемчужину короны» он писал в утренних нежно-розовых лучах солнца, при вечернем закате, во время знойного дня, любуясь безупречной пластикой колонн минаретов и куполов, легкостью форм, гармонией пропорций ансамбля, похожего на плывущий корабль или остров, отражающийся в зеркальной глади реки («Мавзолей Тадж-Махал в Агре» 1874 — 1876).

Въезд принца уэльского в джайпур

08. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874—1876
Холст, масло
38,7 x 54
Государственная Третьяковская галерея, Зал 27

На фоне кобальтового неба, декоративно подчеркивающего ослепительную белизну снежных вершин, написаны Гималайские горы с ледниками («Ледник по дороге из Кашмира в Ладак», 1875). Масштаб едва различимых внизу всадников, продвигающихся по тропе между каменных осыпей, и открывающаяся перспектива на ледяные высоты между отрогами горных массивов позволяют предположить, насколько высокое находилось место для наблюдения. Продвигаясь от Ладакха к границе Тибета, спускаясь с высоких хребтов на широкие равнины с пастбищами, путешественники встречали караваны яков, в сопровождении кочевников народности чангпа. В горах Кашмира Верещагин писал культовые постройки — буддийские ступы (чортены), ошибочно принимая их за надгробные памятники. На самом деле тибетские чортены возводили для хранения священных реликвий, в качестве подношения Будде и напоминания о значимых событиях. Они также служили путевыми знаками и оберегами для путешественников.

Въезд принца уэльского в джайпур

09. Верещагин Василий Васильевич
Ледник по дороге из Кашмира в Ладак. 1875
42 х 28.6
холст, дублированный на холст, масло
Третьяковская галерея, Зал 27

Также задумывалась и «Большая поэма», посвященная теме колонизации Индии англичанами. По мнению художника, она могла состоять из двух-трех десятков монументальных картин. Одна из них «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур 4 февраля 1876 года» (1875 – 1879) находится в Музее — мемориале Виктории в Колкате, Индия). Для трудновыполнимой задачи Верещагину пришлось еще раз посетить Индию в 1882–1883 годах. Грандиозный замысел был слишком утопичен даже для мощного творческого потенциала Верещагина. Поразившая драматическим сюжетом картина «Английская казнь в Индии»** (1884, местонахождение неизвестно), обличающая жестокий варварский вид казни, служила достаточно убедительным примером колоссального, хотя и не осуществленного в полной мере, замысла «большой поэмы».

Въезд принца уэльского в джайпур

10. Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур 4 февраля 1876 года (1875 – 1879)

В 1880 году Индийская серия, в количестве 139 картин и этюдов, была показана на персональной выставке художника в Петербурге. Выставка прошла с большим размахом и закончилась аукционом. Наибольшее количество — семьдесят восемь этюдов — купил П. М. Третьяков за 75 тысяч рублей.

Начавшаяся русско-турецкая война застала Верещагина в Париже, в разгар работы над Индийской серией. Оставив все замыслы, он поспешил на фронт.

Въезд принца уэльского в джайпур

11. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Гималаи вечером. 1875
Холст, масло
39 x 28
Государственная Третьяковская галерея

Въезд принца уэльского в джайпур

12. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Гималаи. Главная вершина. 1875
Холст, масло
20 x 28,7
Томский областной художественный музей

Въезд принца уэльского в джайпур

13. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Кули (Носильщик). 1875
Дерево, масло
24 x 15
Киевский национальный музей русского искусства

Въезд принца уэльского в джайпур

14. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Индийский мотив. 1875
Холст, масло
40,5 x 28,5
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Въезд принца уэльского в джайпур

15. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Портрет индийского мужчины. 1874—1876
Доска, масло
28 х 21,5
Частная коллекция

Въезд принца уэльского в джайпур

16. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Тадж-Махал. Вечер. 1874—1876
Холст, масло
46,5 х 61
Частная коллекция

Въезд принца уэльского в джайпур

17. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Ворота Ала-уд-Дина. Старый Дели. 1874—1876
Холст, масло

Въезд принца уэльского в джайпур

18. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Совар-правительственный посыльный. 1874—1876
Холст, масло
24 x 15
Киевский национальный музей русского искусства

Въезд принца уэльского в джайпур

19. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Розы в Ладаке. 1874—1876
Холст, масло
25 x 14
Государственный Русский музей

Въезд принца уэльского в джайпур

20. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Браминский храм в Адельнуре. 1874—1876
Холст, масло
27 x 39
Национальная галерея Армении

Въезд принца уэльского в джайпур

21. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Белая лошадь. 1874—1876
Холст, масло

Въезд принца уэльского в джайпур

22. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Монастырь в скале. Ладакх. 1875
Холст, масло
27 x 21
Киевский национальный музей русского искусства

Въезд принца уэльского в джайпур

23. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Лама в костюме для религиозного танца «цам». 1875
Холст, масло

Въезд принца уэльского в джайпур

24. Яки. 1875
Холст, масло
20 x 26 см
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Въезд принца уэльского в джайпур

25. Як 1875
Холст, наклеенный на холст, масло
20 × 25,8
Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Въезд принца уэльского в джайпур

26. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Жемчужная мечеть в Дели. 1876—1879
Холст, масло
395 х 500
Частная коллекция

Въезд принца уэльского в джайпур

27. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Мечеть-жемчужина в Агре, конец 1870-х – начало 1880-х годов

Въезд принца уэльского в джайпур

28. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Мечеть-жемчужина в Агре, конец 1870-х – начало 1880-х годов

Въезд принца уэльского в джайпур

29. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Канчинжинга, Пандим и другие горы за тучей. 1875
Холст, масло
46,3 х 64,7
Частная коллекция

Въезд принца уэльского в джайпур

30. Наружный вид дома Бирбаля в Фатехпур-Сикри 1875
Холст, масло
36,5 × 44
Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Въезд принца уэльского в джайпур

31. Дворик в гареме дворца Фатехпур-Сикри 1875
Холст, масло
38,9 × 46,3
Ивановский областной художественный музей

Въезд принца уэльского в джайпур

32. Гималаи 1875
Холст, наклеенный на холст, масло
17,5 × 26
Ярославский художественный музей

Въезд принца уэльского в джайпур

33. Гималаи. Проход Барскаун

Въезд принца уэльского в джайпур

35. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Минарет Кутуб-Минар и ворота. Старый Дели. 1876
Киевский национальный музей русского искусства

Въезд принца уэльского в джайпур

36. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Восход солнца в Гималаях. 1875
Доска, масло
13,1 х 20,3
Частная коллекция

Въезд принца уэльского в джайпур

37. Голова индуса 1874—1876
Холст, масло
30 × 21
Одесский художественный музей

Въезд принца уэльского в джайпур

38.Тибетский лама (в полном облачении) 1875
Дерево, масло
27,8 × 19,4
Дальневосточный художественный музей

Въезд принца уэльского в джайпур

39. В Джайпуре 1875–1876
Холст, масло
26,4 × 23,9
Национальный музей «Киевская картинная галерея»
(Дом Бирбаля в Фатехпур-Сикри)

Въезд принца уэльского в джайпур

40. Озеро в Кашмире 1875
Холст, масло
23 × 29
Переславский музей-заповедник

Въезд принца уэльского в джайпур

41. В Гималаях. Гора Джонгри зимой 1875
Холст, масло
26,5 × 38
Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Въезд принца уэльского в джайпур

42. Женщина из Бутана с зобом 1875
Холст, масло
25 × 19
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

43. Молодая девушка из знатного семейства Сиккима. 1875 Холст, масло
44. Факир 1874—1876 Дерево, масло 24,4 × 19 Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Въезд принца уэльского в джайпур

45. Василий Верещагин Vasily Vereshagin
Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881

Въезд принца уэльского в джайпур

46. Подавление индийского восстания англичанами. 1884-1885

tretyakovgallery
veresh.ru
ЖЖ
artpoisk

.

Рубрики: ИСТОРИЯ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Читайте далее: