Несгибаемый Верещагин, часть II. Тайны русской разведки
Несгибаемый Верещагин Часть II Тайны русской разведки «Василий Васильевич Верещагин — самое одно время популярное во всём русском искусстве лицо — не только в России, но во всём мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку» А. Бенуа.
В 1874 году Верещагина направляют в Индию. В индийской поездке Верещагина воодушевляла прежде всего социально-обличительная идея: он намеревался создать грандиозный цикл на тему «заграбастания Индии англичанами». Верещагин, используя привезенный из Индии материал, создал полотно «Подавление индийского восстания англичанами». Оно известно лишь по фотографии.«Подавление индийского восстания англичанами»
Верещагин изобразил казнь, разработанную британскими войсками во время восстания сипаев (1857–1858), когда приговоренных мятежников расстреливали, привязывая к жерлам пушек. В самой Великобритании картина вызвала жутчайшее негодование. При казни с помощью ядра головы гарантированно отрываются от тела и, по описанию Верещагина, «спирально летят кверху».
Индийская серия
Верещагин путешествовал по Индии, посетил долины Инда и Ганга, побывал в Гималаях и привез оттуда около 150 живописных этюдов, среди которых самый знаменитый — «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», написанный в традициях архитектурной ведуты, но немало также других архитектурных видов и портретов, свидетельствующих о неутомимости и зоркости художника-документалиста.«Мавзолей Тадж-Махал в Агре»
Из донесения художника Верещагина военному министерству России (Калькутта. Британская Индия. 1875 год): «Нам здесь делать нечего. Да, страна сказочно богата. Не зря называют Индию жемчужиной Британской короны. И поэтому, чтобы сохранить ее для себя, англичане пойдут на всё!» «Королевский слон» 1876. Частная коллекция
Во время поездки по Индии английские колониальные власти подозревали в Верещагине русского шпиона. Об этом в дневниках сообщает его первая жена, Элизабет Мария Фишер, сопровождавшая художника в путешествии.«Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх»
С ней Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Они тогда поднялись очень высоко безо всякого оборудования, сопровождающие отстали, и молодой паре пришлось устраивать холодную ночёвку, они чуть не погибли. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. В газетах тогда писали, что «Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам».«Повозка богатых людей в Дели»
В Индии художник прожил два года, побывал во многих районах, выезжал в Тибет.«Три главных божества в буддийском монастыре в Сиккиме»
В начале 1876 года он вернулся во Францию, а в 1882-1883 годах снова странствовал по Индии, поскольку материалов, собранных в ходе первой поездки, оказалось недостаточно.«Всадник-воин в Джайпуре» Около 1881
Как и в предыдущих своих путешествиях, Верещагин внимательно изучал народную жизнь, посещал памятники культуры и истории. Работал Василий Васильевич не жалея ни здоровья, ни сил. Ему довелось отражать нападения диких зверей, тонуть в реке, замерзать на горных вершинах, переболеть тяжелой тропической малярией.«Жемчужная мечеть в Агре» Частное собрание (ранее Художественный центр Франсес Леман Лёб, колледж имени Вассара, штат Нью-Йорк)
Когда принц Уэльский предложил щедрую цену Верещагину за картины из индийского цикла, желая приобрести их для Англии, художник отказался, поскольку хотел сохранить все для России. Третьякову он пишет: «Мне предлагают выставлять и продавать мои работы за морем, и я с ужасом думаю о том, что не в России, а где-нибудь в Америке очутятся мои лучшие работы. Коли соберетесь с деньгами, приобретайте что поинтереснее; по окончании выставок я отдам Вам дешевле«. Меценат приобрел лишь небольшую часть для постоянной экспозиции в своей галерее.«Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.» «Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели», 1875
В Индии Верещагин почти физически чувствовал, что каждый его шаг известен. Опасности подстерегали повсюду. Когда художник переправлялся через Ганг, в лодке вдруг стала прибывать вода. Откинув циновку, Верещагин обнаружил, что днище пробито.«Шпион»
В другой раз в одном из небольших городков Центральной Индии на него напала банда местных нищих и, если бы не револьвер, с которым он не расставался со времен Туркестана, неизвестно, чем могла бы закончится эта история. Пора было возвращаться в Россию.Через год разразилась русско-турецкая война. Ставка была огромной. Это не просто освобождение братьев славян из-под османского ига. Это утверждение российского влияния на Балканах. Верещагин уже знает, что скоро он опять окажется в гуще событий.
Из донесения художника военному министерству России. Плевна. Болгария: «Турция проиграла войну, даже если она и продлится еще какое-то время. Население полностью на нашей стороне. Везде русские войска встречают как освободителей. Это прочная база для будущего. Это не Туркестан. Судя по всему, мы выиграли битву за Балканы в первую очередь у англичан, поддерживающих турок. Их разведчиков здесь хватает с избытком. Болгары говорят, что англичане бояться русского нападения на проливы Босфор и Дарданеллы и что их флот готов войти в Мраморное море, а это уже война с Британией».«Снежные траншеи. Русские позиции на Шипинкесном перевале»
Палестино-Сирийская серия
В 1884 году художник едет в Палестину и Сирию собирать материал для картин на библейский сюжет. Так родились знаменитые полотна В.В.Верещагин. Синтаистский храм в Никкои «Царская гробница», «Стена Соломона» «Синтаистский храм в Никко»
Василий Верещагин был идеалистом и в жизни, и в работе. Не врал сам и других за это критиковал. О картине Иванова «Явление Христа народу» Верещагин пишет: «Как можно писать Палестину, сидя в Италии, не видя этого солнца, отражения от земли этого марева? Все мы знаем, что Иоанн Креститель не мылся, не стригся, не чесал бороды 30 лет. А мы видим красавца с умытыми кудрями, с аристократическими пальчиками…» Верещагин «Распятие на кресте у римлян» 1887. Частное собрание«Воскресение Христово. 1884-1885»
За излишнюю реалистичность, за то, что Верещагин изображал Иисуса Христа как исторического персонажа, церковь запретила к ввозу в Россию серию его евангельских работ.«Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия»
А архиепископ Венский проклял художника и запретил жителям Вены ходить на его выставку. Но это только разожгло интерес. Когда Верещагин показывал эти картины в Америке, импресарио составил документы таким образом, что вся серия стала принадлежать ему. В 2007 г. одна из картин — «Стена плача» — была продана на аукционе за $ 3 млн 624 тыс.«Стена Соломона» 1884-1885
Недобросовестно составленный документ, по которому все права на редчайшие полотна Верещагина перешли к прощелыге импресарио, организовавшему его выставку в Америке до сих пор не оспорены.«Два еврея», 1883-1884
За излишнюю реалистичность, за то, что Верещагин изображал Иисуса Христа как исторического персонажа, архиепископ Венский проклял художника и запретил жителям Вены ходить на его выставку. Но это только разожгло интерес. Разразился скандал: один из посетителей даже облил картины русского художника серной кислотой. «Святое семейство»
Американская серия
До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину, в конце 80-х начале 90-х годов он дважды был в Америке, там он познакомился с молодой русской пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая была приглашена для музыкального сопровождения его выставок и стала женой Верещагина.
Изображение Лидии Андреевской на выставке картин в Америке. Журнал «Космополитен». 1889
В Америке ему предлагали почётное гражданство и мечтали, что он станет родоначальником американской школы живописи.
В 1901 году Верещагин вновь уехал в Америку, где познакомился с будущим американским президентом Теодором Рузвельтом и написал картину «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот»«Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот»
Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений. «Шпион, эпизод из испано-американской войны»
Теодор Драйзер, изложил свои впечатления от картин Верещагина в своём романе «Гений». Герой романа Юджин, увидев полотна Верещагина, был потрясён «великолепной передачей всех деталей боя, изумительными красками, правдивостью типов, трагизмом, ощущением мощи, опасности, ужаса и страданий…»«Раненый»«Сестра милосердия»
Когда Верещагин показывал свои картины в Америке, импресарио составил документы таким образом, что вся серия стала принадлежать ему. О жизни художника оставил замечательные воспоминания его сын Василий: «Он регулярно занимался по утрам гимнастикой, прекрасно плавал и любил ездить верхом. Вся его внешность говорила о большой физической силе. Семья пела хором народные песни, любимой была «Вдоль да по речке. «. Жена — профессиональная пианистка Лидия Андреевская — играла наизусть Чайковского, Глинку, Рахманинова, Листа, Шопена». Благодаря Лидии Васильевне Верещагиной наследие великого художника принадлежит России.
В быту Верещагин тоже был самым разным. Заботливый отец, он часто читал детям вслух «Записки охотника». И всё в доме было подчинено его расписанию. В 5-6 часов утра художник уже был в мастерской. У него была фантастическая работоспособность. Сплетничали, что у Верещагина в подвалах сидят рабы и рисуют за него. Художника с мировым именем считали миллионером, а он всю жизнь испытывал затруднения с деньгами, за исключением короткого периода после аукционов — Туркестанская серия куплена Третьяковым за 90 тысяч рублей, аукцион индийских картин дал 140 тысяч. Большую часть средств Верещагин отдавал на благотворительность: строительство и содержание школ в малых городах. Потом раздавал долги, закупал краски и холсты, откладывал на путешествия и обеспечение будущих выставок: В одном из писем критику Стасову он пишет: «Не могу верить, что я когда-нибудь обеспечу свое завтра и не буду раздражать свою печень и весь организм боязнью того — хватит ли до будущего года?» Стасов однажды заметил о Верещагине: «Великий художник и совершенный младенец для жизни практической».
Японская серия
В начале двадцатого века в мире снова запахло порохом. Начиналась борьба за Манчжурию, где столкнулись интересы России и Японии. И когда из Петербурга пришел знакомый пакет с грифом военного министерства, Верещагин искренне ему обрадовался. Он уже устал от монотонной жизни и совсем не чувствовал, что ему за шестьдесят. Впереди была его последняя командировка.«Японка»
Из донесения Верещагина военному министерству России. Йокогама. Япония. 1903 год: «Войны с Японией не миновать. Здесь о ней только и говорят. Страна полна солдат, фанатически преданных своему императору и идее Великой Японии, колониальные аппетиты которой на Дальнем Востоке огромны. Армия и флот прекрасно оснащены. Мощная поддержка деньгами и оружием идет из Англии и США. Судя по всему, они договорились о разделе сфер влияния на Дальнем Востоке после поражения России«. «Прогулка в лодке»«Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре»«Вход в храм Никко»
Опыт общения художника со служителем одного из храмов Никко в Японии: «Вы можете писать сколько угодно снаружи, но внутри строго запрещается делать какие бы то ни было снимки», — ответ этот мне не понравился и показал, что служители алтаря уступят только или перед крупным денежным подарком, или перед давлением со стороны влиятельных лиц Токио».«Японский священник»
Наполеон I в России 1812 год
В цикл вошли 20 картин, этюды и рисунки. Верещагин работал над этой серией всю жизнь. «Так же, как и Толстой, который ведет пропаганду мира силой слова, ваш Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете. Огромный талант Верещагина особенно сильно проявился в такого рода картинах, где он пытается внушить людям необходимость мира. Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем еще раз не почувствовать к этой стране уважения и почтения» (Японский писатель Накадзато Кайдзан) Мало кого из художников второй половины XIX века интересовал и Русский поход Великой армии. Тем удивительнее было появление знаменитого верещагинского цикла картин, посвященного Наполеону в 1812 году.Хотя изначально этот цикл картин должен был быть своеобразным повествованием о гибели великого Боанопарта Наполеона, в итоге этот цикл картин стал превращаться в патриотическую эпопею.«Наполеон I на Бородинских высотах»
В предисловии к каталогу с пояснениями о его картинах художник написал буквально следующее: «…в кампанию 1812 года, Наполеон увлекся до того, что сразу вступил в борьбу с людьми, климатом и пространствами Севера и пал, но облик его через это не потерял своего обаяния, а, напротив, украсившись ореолом страдальчества, стал еще более интересен для всякого мыслящего человека — художника, философа, политика или военного».«Маршал Даву в Чудовом монастыре» «В Петровском дворце (в ожидании мира)»
Длительное время художник вынашивал замысел картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, изучал архивные материалы, посещал места боев.»На чердаке нашего дома имелись многочисленные подлинные образцы как обмундирования, так и ручного оружия обеих армий, а в мастерской отца на одном из шкафов стояла точная модель французского полевого орудия с орудийным передком эпохи 1812 года и четыре фашины. Модель пушки, длиной около одного метра, и фашины, сделанные по заказу отца в мастерской парижского артиллерийского склада, благодаря их малым размерам служили мне в детстве занимательной игрушкой«, — вспоминает сын художника Василий Верещагин.«Перед Москвой — ожидание депутации бояр»
«Цель у меня была одна: показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который вознесен». «В Кремле — пожар!» «Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы»«Возвращение из Петровского дворца»«В штыки! Ура! Ура!»«С оружием в руках – расстрелять!»
Изначально серия была задумана как сюита картин о Наполеоне и его русском походе, но в итоге, изучив исторические документы, замысел преобразился – серия превратилась в национальную историческую эпопею, в которой художник остался верен себе и исторической правде. «Наполеон и маршал Лористон в Кремле: мир во что бы то ни стало!»«Конец Бородинского сражения» «На этапе. Дурные вести из Франции»
В. Верещагин выразительно показал грабителей-французов, не упустил из своего внимания известные факты осквернения захоронений в Архангельском соборе, устройство конюшен в православных церквях, расстрелы московских жителей в самом Кремле. Картины серии В. Верещагина вызвали острую негативную реакцию среди французов.«Наполеон I в России. В Успенском соборе»
К осени 1895 года Верещагин закончил десять картин на тему войны с Наполеоном. Сначала он решил показать их в Москве в залах Исторического музея. К открытию московской выставки в «Новостях и биржевой газете» было опубликовано большое интервью с художником. Василий Васильевич рассказал, что намеревался создать образ Наполеона «вне тех легендарных сказаний, которые ходят о нем», и потому, прежде чем взяться за работу, провел много времени в парижских архивах, изучая первоисточники. Верещагин подчеркнул, что его художественное кредо — предельная точность во всем: в пейзаже, в деталях одежды, в оружии, в экипировке войск…У одного из французских авторов, участника наполеоновского похода в Россию, он прочел, что Наполеон спасался от холодной русской зимы, кутаясь в меховую одежду — шубу и шапку. Поэтому, рассказывал Верещагин, он заказал в Париже почти точную копию той шубы, какую носил в России император. Но новая, «с иголочки», она ему не подходила. Пришлось, хотя дело было летом, нарядить в нее своего садовника, «чтобы он ее малость обносил».
Серия «Наполеон I в России» впервые показана в русских столицах в 1895–1896 годах. Ни коллекционеры, ни музеи национальную историческую эпопею приобретать не стали. Правительство ее купило за 100 тысяч рублей в 1902-м для Русского музея, а сейчас она хранится в Государственном Историческом музее в Москве.Посмертная выставка 1904 года
Беседовавший с художником корреспондент «Новостей и биржевой газеты» передал свое впечатление от картин из цикла «Наполеон I в России» исключительно восторженными словами: «Тут что ни картина, то шедевр… Я не знаю, какой картине отдать пальму первенства. Все они производят потрясающее впечатление… Великая эпоха в самых рельефных своих моментах воссоздана художником с поразительной силой!»
Не будет преувеличением удостоить Верещагина титула певца-обличителя «бедствий войны», который до него заслужили лишь Жак Калло и Франсиско Гойя.«Поджигатели. Расстрел в Кремле»«Ночной привал великой армии» «Отступление Наполеона»
Русская серия
Летом 1894 года художник предпринимает с семьёй путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки.
«Северная Двина»
«Дверь древней церкви на Северной Двине».
Верещагин словно открывает для себя Россию, которой практически не знал и не видел, проведя детство и юность в Петербурге. Он исследует самые глухие уголки севера, и не напрасно. В Пучуге он приходит в восторг от «таких оригинальных архитектурных частей, как …резные колонны» и тут же зарисовывает их.«Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии»
Именно в отдалённых церквях он находит «признаки чисто русского стиля, того оригинального фигурного стиля, который образовался из смешения византийского, итальянского, персидского и чисто мавританского стиля».«Церковь Петра и Павла в Пучуге. Резные колонны в церкви»«Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне»
В одном из писем своей жене Лидии Васильевне Верещагин поделился планами предстоящих поездок по России: «Я буду искать каких-нибудь интересных, забытых русскими людьми и самим русским Богом уголков, — хочется съездить в Холмогоры, Березов и т. п.» К радости художника, там он встретил несколько подвижников и поборников старины среди священников и местных жителей. К примеру, архиепископ Вологодский, которому Верещагин объяснил ценность старых построек, «обнял его, поцеловал и от души поблагодарил«.«Паперть церкви»
Искусствоведы именуют Василия Васильевича «особым типом художника», имея ввиду, что он, помимо главного дара, обладал талантом философа и писателя, был исследователем-этнографом, путешественником-первооткрывателем, репортером, архитектором, археологом. А самое главное, он был боевым офицером, погибшим на войне.И пусть историки до сих пор спорят, был ли Василий Верещагин российским разведчиком. Англичане, например, были уверены, что его поездка с супругой в Индию совершалась в шпионских целях: мол, изучал он не только уникальные ландшафты и пейзажи, но и различные аспекты колонизации Индии Англией. И японцы тоже относились к Верещагину настороженно: чтобы попадать внутрь храмов, он был вынужден обращаться к чиновникам за разрешением. Но, как бы то ни было, из Японии Верещагин писал Николаю II письма о том, как лучше вести войну, как надо обустроить Порт-Артур и так далее.Письма, дневники, книги Верещагина написаны на великолепном русском языке. Он объездил весь мир, видел Палестину, Кубу, Филиппины, однако свою последнюю мастерскую в виде русской избы Верещагин построил не в Париже или в Гималаях, а под Москвой, на живописном высоком берегу реки, в деревне Нижние Котлы, из сибирской лиственницы неподалёку от Серпуховской заставы. Это ли не любовь к Родине?«Крутицкий терем» Этюд
Самобытный, бесконечно талантливый, верный своим идеалам и установкам мастер с большой буквы. Он передавал увиденное с репортёрской честностью. Он всю жизнь изучал и препарировал реальность – чётко, глубоко, без иллюзий. Верещагин нашёл себя и всю жизнь делал своё дело – профессионально и с полной самоотдачей. Илья Ефимович Репин на вечере памяти погибшего художника сказал: «Верещагин в высокой степени грандиозное явление в нашей жизни. Это государственный ум, он гражданин-деятель… Верещагин своей могучей лапой льва выбрасывал на холсты целые страны с присущим ему особенными колоритом, характерностью типов и необыкновенной правдивостью обстановки: архитектура Востока и полная чудес и поразительных очарований природы Средняя Азия, Индия, Болгария. Все это заключалось у него севером России и старой Москвой…» «Северная Двина».
Читайте далее: