Меню Закрыть

Шествие слонов» Василия Верещагина отреставрировали в Калькутте

«Шествие слонов» Василия Верещагина отреставрировали в Калькутте

Грандиозное полотно показывают публике в Мемориальном музее Виктории после 20-летнего перерыва. Полотно Василия Верещагина «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» представлено широкой публике после многолетнего перерыва и реставрации.

Василий Верещагин. «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году». Фото: Victoria Memorial, Kolkata

Глава музея Джаянта Сенгупта осторожно называет эту работу «одной из самых больших» картин Верещагина. Размеры ее действительно грандиозны — 497,84 на 695,96 см. При этом, как отмечают в музее, «Шествие слонов» считается вторым в мире по размеру среди произведений, написанных на одном холсте.

Василий Верещагин

«Индийская серия», связанная с поездкой Верещагина по этой экзотической стране в середине 1870‑х годов, может казаться добровольным изгнанием.

Индийское путешествие длилось два года. Верещагин живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875, новое продолжительное и трудное путешествие в области, пограничные с Тибетом, — Кашмир и Ладак.

Василий Верещагин / Vasily VereshaginСеверная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх, 1877

Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. Путешествие в Сикким имело целью восхождение на высочайшие вершины Гималаев.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874−1876)

Предпринятое вопреки предостережениям в зимние месяцы, путешествие это едва не стоило Верещагину жизни: он чуть не замерз, покинутый проводниками, на высоте 14 000 футов, но даже в этот бедственный момент его, опухшего от мороза, измученного страшными головными болями, не оставляет жгучее желание наблюдать и фиксировать открывающиеся ему поразительные красочные гармонии.

Василий Верещагин / Vasily VereshaginИндия. Факиры в Варанаси

Другой раз надобно придти сюда со свежими силами и сделать этюды всех этих эффектов, их увидишь только на таких высотах.

— читаем в путевых очерках.

Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом.

Тем не менее, он подарил нам десятки красивых пейзажей, портретов и запечатлённых архитектурных достопримечательностей, которые в эпоху раннего становления фотографии было проще и интереснее наблюдать через живописные полотна современников.

Василий Верещагин / Vasily VereshaginВсадник-воин в Джайпуре. Около 1881

Василий Верещагин дважды посещал Индию. Результатом поездки в 1874 году стали полторы сотни этюдов с изображением заснеженных Гималаев, величественной архитектуры, местных жителей. Едва знакомая европейцам экзотика передана ярко и красочно, на запоминающемся изображении Мавзолея Тадж-Махала.

Верещагин также задумал цикл, посвященный колонизации Индии англичанами. Это должно было быть несколько монументальных картин. Одной из них и стало «Шествие слонов».

Василий Верещагин / Vasily VereshaginСвященник парс (огнепоклонник). Бомбей

В 1880 году Индийская серия в количестве 139 картин и этюдов была показана на персональной выставке художника в Петербурге. Выставка прошла с большим размахом и закончилась аукционом. Наибольшее количество — 78 этюдов — купил Павел Третьяков. Позже, в 1882–1883 годах, художнику пришлось еще раз отправиться в Индию, но цикл так и не был завершен

Василий Верещагин / Vasily VereshaginБания (торговец). Бомбей. 1874-1876

Вернувшись из Азии в Париж, Верещагин занимался обустройством свой мастерской и написанием картин на основе индийских впечатлений. Ради исторических картин даже приходилось заказывать старые костюмы, чтобы точно воспроизвести восточный колорит.

Василий Верещагин / Vasily VereshaginИндия. Дели. Повозка

Источник: veresh.ru, indtheartnewspaper.ru статья Софии Барышевой

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

Читайте далее: